|
|
N°237, 20 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оценка оценщиков
Раз в год артисты и критики меняются местами
Вчера в Центральном Доме литераторов в четвертый раз вручили премию имени знаменитого театрального критика Александра Кугеля -- премию, придуманную Олегом Меньшиковым для современных театральных критиков. У премии нет строгой концепции и системы номинаций -- каждый год артисты и режиссеры, входящие в жюри, выбирают для награждения одного или несколько человек. Награда присуждается не за конкретную статью или книгу, скорее за «жизнь в искусстве», за «личность в искусстве» -- в общем, за то, что человек есть на свете и людям театра нескучно его читать. Когда премия была вручена в первый раз, ее лауреатом стал театральный обозреватель нашей газеты Александр Соколянский; теперь «Кугеля» из рук Евгения Миронова получил Вадим Гаевский.
Профессору 77, он последние тринадцать лет преподает на кафедре истории театра и кино РГГУ. Ежедневным газетным трудом он не занимается, да и не занимался им никогда -- в советские времена никому в голову бы не пришло пригласить его на постоянную работу в политическую (а какие еще были?) ежедневку. Он был «неблагонадежным» -- нет, «на площадь» не выходил, но диссидентские рукописи прятал, а главное -- в своих текстах о балете, искусстве, казалось бы, от жизни чудовищно далеком, был абсолютно не склонен к тому, чтобы слышать пожелания партии и правительства. Его не интересовали «назначенные» кумиры, он высматривал настоящих балерин -- и писал о них восторженно и честно одновременно.
Ровно этим он и занимается до сих пор -- ходит в театр и пророчит будущее артистам и балетмейстерам. И угадывает -- первым в стране он предрек великое будущее Ульяне Лопаткиной, первым посоветовал дирекции Большого позвать в качестве худрука балета Алексея Ратманского. Понятно, что на первый взгляд, особенно на взгляд артиста, он кажется человеком просто добрым (в отличие от злобных хроникеров), но это только на первый взгляд. Отстаивать честь любимого искусства, кидаясь в словесную драку, Гаевский тоже может -- и свидетельством тому циклы его публикаций, связанных с новейшей историей Большого театра, жесткое подведение итогов правления Юрия Григоровича и Владимира Васильева.
Сейчас он и в журналах статьи печатает редко. До последнего времени его публиковал «Театр», ныне выходящий, кажется, раз в год, и, насколько мне известно, внимание жюри привлекли его публикации по истории театральной критики в России. Это часть готовящейся к печати книги. К «Дивертисменту» (вышедшему на излете СССР, тираж ликвидирован, издательство уничтожено), «Флейте Гамлета» (книге о драматическом театре, написанной в годы, когда в балет диссидента просто не пускали) и «Дому Петипа» (истории Мариинского театра -- не здания, но людей) добавится еще один том. Об учителях, о старом ГИТИСе, о том, что такое театральная критика вообще. Приятно, что люди, собравшиеся под именем одного из самых ярких русских театральных критиков, именно эту будущую книжку оценили.
Анна ГОРДЕЕВА