|
|
N°237, 20 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лабораторная работа
Президент Чечни Алу Алханов отчитался за 2005 год
Президент Чечни Алу Алханов согласен, что меры, предпринимаемые для поимки террориста номер один Шамиля Басаева, недостаточны, но полагает, что ни он, ни другие лидеры сепаратистов «на созидательные процессы не влияют». Г-н Алханов на вчерашней пресс-конференции в Москве назвал 2005 год «достаточно результативным» в плане борьбы с террористами -- по его мнению, нейтрализация и уничтожение нескольких лидеров боевиков привела к сокращению численности незаконных вооруженных формирований не только в Чечне, но и за ее пределами. Как известно, эта «результативность» не помешала боевикам в октябре этого года напасть на Нальчик, распространив таким образом фактическую «зону контртеррористической операции» на четвертую (из семи, после самой Чечни, Дагестана и Ингушетии) республику Северного Кавказа. Но г-н Алханов намекнул, что среди злоумышленников находятся отнюдь не только чеченцы -- «состав бандгрупп по-прежнему неоднороден, в них входят представители практически всех северокавказских республик, и славяне, и арабские наемники».
От переговоров с террористами глава Чечни по-прежнему принципиально отказывается, но обещает в феврале-марте будущего года посетить Страсбург, чтобы встретиться с несколькими «бывшими ичкерийскими политиками», которые желают мира своей родине.
В Москву же президент Алханов прибыл для встречи с президентом Путиным, который, напомним, неделю назад неожиданно нанес визит в Грозный, где присутствовал на первом заседании вновь избранного чеченского парламента. Президент России вновь оказался впечатлен увиденной с вертолета панорамой чеченской столицы, которая, по признанию самого Алу Алханова, выглядит, как Сталинград. Тогда же глава государства пригласил к себе в Москву руководителей, ответственных за восстановление Грозного. Вчера г-н Алханов процитировал поручение, данное президентом нескольким членам кабинета министров Фрадкова, -- рассмотреть вопрос об увеличении масштабов строительства жилья и социальной инфраструктуры.
Эта мирная задача будет решаться по-военному: адресатами президентского поручения, помимо Михаила Фрадкова, стали его заместитель и министр обороны Сергей Иванов, а также министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Им поручено создать специальное «инженерно-техническое воинское формирование при Спецстрое России в качестве федерального государственного унитарного предприятия».
Что касается федеральных воинских формирований, применяемых в Чечне по своему основному назначению, то их, по мнению г-на Алханова, ждет сокращение, причем «на тысячи». Одновременно чеченский президент собирается просить командование федеральной группировки войск и МЧС России уделить больше внимания разминированию территории республики. С позапрошлого года количество подрывов на минах сократилось более чем вчетверо, но минная опасность по-прежнему сохраняется.
Зато полностью устранена опасность переименования Грозного в Ахмат-калу -- напомним, эта идея возникла на первом заседании парламента Чечни. Вчера президент Алханов объявил, что считает тему закрытой, и подтвердил, что и.о. премьера республики Рамзан Кадыров идею переименования также отвергает. К слову, исполнять премьерские обязанности г-ну Кадырову осталось не так уж долго: по словам г-на Алахнова, Сергей Абрамов, попавший в серьезное ДТП в Москве 17 ноября этого года, быстро поправляется и вскоре вернется к своей работе.
Эту аварию, как и недавнюю гибель в Грозном секретаря Совбеза Чечни Рудника Дудаева, задохнувшегося из-за пожара в своем вагончике на территории комплекса правительственных зданий в Грозном, президент считает случайностью. Сам Алу Алханов на фоне бед, обрушившихся на чеченских руководителей, явно проявляет повышенную осторожность: вчера его охрана, к примеру, отказалась пускать на пресс-конференцию опоздавших журналистов. Что касается времянок, в которых живут в Грозном чеченские чиновники, то их, по словам руководителя республики, теперь оборудуют противопожарной сигнализацией.
Г-н Алханов полагает, что второе пленарное заседание парламента Чечни будет посвящено более серьезным вопросам, нежели переименование Грозного: по его словам, депутаты уже рассматривают проект договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным центром. Договор этот готовится с 2003 года. Изначально он содержал весьма амбициозные претензии чеченской стороны по части «широкой экономической автономии» -- от свободной экономической зоны и беспрецедентных налоговых льгот до права республики распоряжаться доходами от продажи местной нефти. В процессе редактирования текста объем требований существенно сократился. По словам г-на Алханова, ныне один из главных пунктов -- «Чечня в составе Российской Федерации».
Президент Алханов надеется, что избрание парламента и подписание договора улучшат в Чечне инвестиционный климат, и в республику начнут поступать даже иностранные деньги. По его словам, одна из провинций Китая собирается вложить в республику около 300 млн долл. Еще 5 млн евро на будущий год даст Евросоюз -- «на финансирование отдельных социальных программ». Среди этих программ г-н Алханов назвал строительство реабилитационного центра для детей, микрокредитование и содействие развитию малого бизнеса, а также «строительство лаборатории для идентификации тел, которая будет оснащена современным оборудованием». Лабораторию, по словам президента, уже строят.
Иван СУХОВ