|
|
N°236, 19 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пивной террорист
За гибель 58 человек архангельский взрывник отсидит 25 лет
Архангельский областной суд в пятницу вынес приговор по одному из самых громких российских терактов -- взрыву дома №120 на проспекте Советских космонавтов в Архангельске, произошедшему в ночь на 16 марта 2004 года. В результате взрыва погибли 58 человек. Причиной взрыва признан бытовой газ, который наполнил подъезд в результате разгерметизации трубы бывшим работником местного «Горгаза» Сергеем Алексейчиком. Судья Игорь Харитонов назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком 25 лет в колонии строгого режима.
О виновности Алексейчика стало известно еще 8 ноября, когда присяжные, участвовавшие в рассмотрении дела, сочли его виновным, но заслуживающим снисхождения. За виновность Алексейчика проголосовали семь из 12 заседателей. Присяжные так и не пояснили, почему Алексейчик заслуживает снисхождения, но решение о смягчении наказания приняли единогласно. Они также исключили своим решением из приговора фразы о том, что теракт был совершен Алексейчиком «для запугивания общества», тем самым поставив под вопрос саму квалификацию преступления -- терроризм. Суд также счел необоснованным обвинение в том, что Алексейчик пытался вызвать панику в обществе.
Тем не менее суд признал, что Сергей Алексейчик совершил преступления, предусмотренные ст. 205 (терроризм), 105 (умышленное убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом) и 167 УК РФ (умышленное уничтожение имущества). В списке статей, которые инкриминировало Алексейчику обвинение, значились также покушение на убийство и на уничтожение имущества. Поводом для этого послужили те факты, что подсудимый скручивал газовые заглушки еще в трех домах, где взрывов по счастливой случайности не произошло. Суд исключил из приговора эти «покушения», поскольку в этих действиях подсудимого не было прямого умысла, был лишь косвенный. То есть Алексейчик не хотел никого убивать и уничтожать чужое имущество. Однако суд учел также тот факт, что число жертв взрыва могло бы быть больше на 81 человека, которых спасатели оперативно извлекли из-под завалов обрушившегося дома.
Согласно приговору мотивом действий подсудимого стала неприязнь к руководству «Горгаза» за увольнение по ст. 33 КЗоТа -- за недобросовестное выполнение своих обязанностей. Целью же, как счел суд, явилась дезорганизация работы оперативных служб города. Об этом заявил и сам Алексейчик в своей явке с повинной, которую написал сразу после задержания 20 апреля 2004 года. Он признался, что, попивая пиво на остановке, увидел машину «Горгаза» и решил «погонять» сотрудников аварийной службы. Тогда Алексейчик, выпив восемь литров пива, находился, по заключению экспертизы, «в состоянии алкогольного опьянения» и не мог отдавать отчет своим действиям.
Нанесенный городу и горожанам ущерб суд оценил в 48 млн 18 тыс. 744 руб. Судья Харитонов отметил, что согласно закону ущерб от терактов возмещают бюджеты субъекта РФ и федеральный бюджет, однако сам террорист обязан вернуть эти деньги в казну, когда у него появится источник дохода. Кроме того, осужденный будет обязан возместить и другие издержки -- проведение экспертиз, услуги адвокатов -- на общую сумму 101 тыс. 121 руб. Все эти суммы, по словам судьи, станут предметом разбирательства в рамках гражданского судопроизводства.
После оглашения приговора в здании суда состоялась пресс-конференция участников процесса. Прокурор Юрий Шперлинг, представлявший гособвинение, заявил, что 25 лет -- это как раз тот срок, который просило у суда обвинение. Однако, по его мнению, масштабам содеянного больше соответствует пожизненное заключение. Но поскольку присяжные попросили у суда снисхождения, наказание не могло быть больше двух третей от максимально возможного срока. С этой точки зрения, суд назначил максимально строгое наказание, которое было возможно. Что касается расстановки голосов среди присяжных -- семь против пяти, то г-н Шперлинг заявил: «Русским людям свойственно прощать. Если бы подсудимый был найден и его вина доказана в первые дни после взрыва, то под впечатлением случившегося ни один из присяжных никогда бы не проголосовал за снисхождение».
Адвокат Алексейчика Оксана Грушевская уверена в невиновности своего подзащитного. Она сказала "Времени новостей", что в деле имеется целый ряд процессуальных нарушений. Они свидетельствуют о том, что на Алексейчика воздействовали как психически, так и физически. Защита намерена обжаловать приговор облсуда, а также подать жалобу на решение присяжных, которые, по мнению г-жи Грушевской, были необъективны, а их подбор тенденциозен.
Михаил СЕРАПИОНОВ, Архангельск