Время новостей
     N°236, 19 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2005
Младенцы под раздачу. История продолжается
Делом о продаже российских новорожденных занялась прокуратура Германии
Сегодня, как предполагается, вступит в законную силу приговор бывшему врачу, а ныне простой московской пенсионерке Людмиле Вержбицкой, обвинявшейся в махинациях с новорожденными детьми. 29 ноября Гагаринский райсуд Москвы признал ее виновной в подделке документов и самоуправстве. Именно так суд квалифицировал действия подсудимой, которые заключались в получении в обмен на деньги новорожденных от их матерей и последующей реализации младенцев -- опять же за деньги, но уже гораздо более крупные суммы, -- «приемным» родителям, каковыми могли оказаться любые состоятельные граждане. Осуществлялись эти сделки по поддельным документам под видом программы «Суррогатное материнство».

Прокуратура Юго-Западного округа Москвы изначально полагала, что в данном случае речь шла о похищении человека, и расследовалось уголовное дело именно по этой статье УК РФ. Однако суд согласился с версией защиты, что раз не было никакого насилия -- все манипуляции с детьми производились по всеобщему согласию, -- не могло быть и похищения. Сами же новорожденные, понятно, тоже ни на что жаловаться не могли. В результате г-жа Вержбицкая была наказана лишь штрафом в 350 тыс. руб. Поначалу в прокуратуре говорили о намерениях опротестовать приговор, считая его необоснованно мягким. Однако, как стало известно «Времени новостей», к прошедшим выходным жалоба на приговор Гагаринского суда так и не поступила.

Представители обвинения при этом фактически признали, что из-за образовавшегося недавно пробела в российском уголовном законодательстве в данной ситуации в принципе не могут требовать для г-жи Вержбицкой более сурового наказания и квалифицировать обмен детей на деньги как торговлю. Дело в том, что после внесенных в конце 2003 года очередных изменений в УК РФ под торговлей можно понимать лишь те сделки, предметом которых являются люди, лишь с целью их эксплуатации. Новорожденного, понятно, в принципе эксплуатировать сложно, а если такое и встречается, то доказать это еще сложнее.

Тем не менее история этого скандального расследования все же еще не закончилась. Как стало известно «Времени новостей», недавно Генеральная прокуратура забрала материалы этого уголовного дела к себе для изучения.

Кроме того, скандальной историей заинтересовались и германские правоохранительные органы. По нашим сведениям, на днях прокуратурой германского города Мюльхаузен направила российским коллегам международное следственное поручение с просьбой допросить всех, кто может быть причастен к уголовному делу о «раздаче младенцев». В первую очередь немецких следователей при этом интересует, конечно, г-жа Вержбицкая. Прокуратура Мюльхаузена ведет свое расследование в отношении супружеской пары, проживающей в этом городе и получившей в 2003 году у г-жи Вержбицкой ребенка в обмен на крупную сумму.

Как уже рассказывала газета "Время новостей", расследование деятельности г-жи Вержбицкой в России, собственно, и началось благодаря полиции Германии. В 2003 году супружеская пара Брюгенд (фамилия изменена), выехав всего на пару дней в Россию без ребенка, вернулись обратно в Германию уже с ним. Этот факт насторожил щепетильных немцев, и они попросили российских коллег проверить, все ли здесь чисто. После этого сыщики выяснили, что Брюгенды действительно были в Москве, где лечились от бесплодия, но все их старания были тщетны. Ребенка они получили в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, расположенном на улице Академика Опарина, после знакомства с москвичкой Людмилой Вержбицкой, которая и предложила им новорожденного, родившегося якобы по программе «Суррогатное материнство». Немцы подвергли ребенка тщательному медицинскому обследованию и, убедившись, что он здоров, заплатили Вержбицкой несколько десятков тысяч долларов. Вместе с ребенком немцы получили все необходимые на малыша документы. За Вержбицкой сотрудниками МВД РФ было установлено наблюдение, в результате которого выяснились интересные факты. Женщина, судимая ранее за незаконные аборты и подделку документов, находилась в известном не только в России, но и далеко за ее пределами медицинском центре на абсолютно непонятных правах. Она не числилась здесь штатным сотрудником, не занимала никаких постов, но тем не менее имела в центре собственный кабинет, в течение длительного времени занимаясь программой «Суррогатное материнство».

При этом г-жа Вержбицкая, по данным следствия, представлялась посторонним людям доктором, сотрудником научного центра. Ее знали и считали сотрудником клиники даже секьюрити на въезде, пропускавшие на территорию клиники ее джип «Мерседес». Ее клиенты -- супружеские пары, которые не могли родить ребенка естественным путем, приносили центру сотни тысяч долларов дохода (кстати, стоимость одного суррогатного ребенка составляет от 20 тыс. долл.). А между делом сама г-жа Вержбицкая, как выяснилось на суде, «организовывала» всем желающим и других детей.

Как выяснили правоохранительные органы, в 2003--2004 годах через столичные клиники, в которых делают аборты, на Вержбицкую через знакомых медиков вышли три девушки, находившиеся на поздних сроках беременности. Людмила Вержбицкая, представляясь сотрудником Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, принимала их в своем кабинете. Она предлагала им принять участие в программе «суррогатное материнство». Правда, она подразумевала совсем не медицинское понятие этой программы -- после родов мать должна была просто отдать «медику» ребенка, получить за это вознаграждение (как правило, от 1000 до 1500 долл.) и забыть про него. Далее Вержбицкая искала новорожденному новых родителей. По словам представителей правоохранительных органов, желающим получить младенца Вержбицкая предлагала его как какой-то товар, нахваливая «пухлые губки», «заливной смех», «носик-курносик» и т.д. Новые родители получали ребенка в обмен на 20--25 тыс. долл. вместе с полным комплектом необходимых документов, которые на самом деле подделывались. Сыщики говорят, что Вержбицкую интересовали исключительно деньги, по этой причине ребенок мог оказаться в руках психически нездорового человека или даже пущен на органы.

Людмилу Вержбицкую задержали после того, как ей в течение четырех месяцев не удалось реализовать последнего ребенка. Потенциальные родители, а их было двое, отказывались от сделки после медицинского обследования -- ребенок оказался серьезно болен.

Прокуратурой ей было предъявлено обвинение по статье «похищение человека» и «самоуправство». Однако адвокат Юрий Заксон сумел убедить суд в том, что его подзащитная лишь плохо разобралась в тонкостях законодательства, не сумев отличить суррогатное материнство от того, в чем ее обвиняли. В результате суд приговорил Вержбицкую к штрафу. После оглашения приговора в правоохранительных органах заявили, что произошедшее стало прецедентом, узаконивающим торговлю детьми.

«Из уголовного кодекса изъяли статью «торговля детьми» -- ст. 152 УК РФ, а вместо нее "подсунули" ст. 127 прим.1 -- «торговля людьми», -- рассказал " Времени новостей" представитель следствия. -- При этом законодатели уверяют, что мы должны ею пользоваться в таких случаях, как этот. Но в Уголовном кодексе черным по белому написано, что под торговлей людьми подразумевается то, что в дальнейшем «покупка» будет эксплуатироваться. Даже в комментариях Верховного суда РФ к этой статье написана эта нелепость. Представить себе, как супружеская пара, купившая новорожденного за 25 тыс. долл., собирается его эксплуатировать, я уму не приложу. А ведь именно это и необходимо нам доказывать в судах. Любой мало-мальский грамотный адвокат построит на этом линию защиты и выиграет процесс. Как это, к примеру, произошло в Москве».

Изучив полученные от российских милиционеров документы по Брюгендам и усмотрев в них нарушение закона, немцы тут же возбудили против супружеской пары сразу два уголовных дела -- о незаконном ввозе ребенка и торговле людьми (поскольку торговля подразумевает как продажу, так и покупку). Брюгендам было предложено оказать помощь российскому следствию и дать свидетельские показания о том, как у них появился ребенок: знали ли они о его криминальном происхождении или сами стали жертвами обмана. Тогда в России против Вержбицкой могли бы возбудить дело о мошенничестве, что почти наверняка грозило бы ей реальным тюремным сроком. В ответ на это, как предполагалось, российская сторона отказалась бы от всех требований на младенца, вежливо попросив немцев пройти законную процедуру усыновления. Но по каким-то причинам Брюгенды от дачи показаний отказались.

В результате, по информации "Времени новостей", в Германии уже состоялось несколько судов по этому делу. Была проведена биологическая экспертиза, подтвердившая, что Брюгенды не являются родителями русского ребенка, а значит, он пересек границу по поддельным документам. В свою очередь российская сторона настаивает (и скорее всего этого добьется) на возвращении малыша, которому уже исполнилось три года, в Россию. В этом случае по решению суда будет аннулирован акт гражданского состояния -- свидетельство о рождении, выданное немцам. Теперь же прокуратура Мюльхаузера хочет получить от г-жи Вержбицкой, как уже достоверно установлено, предоставившей супружеской паре из Германии ребенка, дать объяснения, на каких основаниях она это сделала. В отличие от российских законов, не дающих возможности посадить торговцев детьми, германские очень суровы. Покупателям ребенка грозят реальные тюремные сроки.

Борис КОРАБЛЕВ
//  читайте тему  //  Младенцы под раздачу