|
|
N°236, 19 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ирина Роднина: Лозунг Кубертена не для нас
Менее чем через три недели, 22 декабря, состоятся выборы президента Олимпийского комитета России. Одним из основных кандидатов на этот пост является многократная чемпионка мира и Европы, трехкратная победительница Олимпийских игр Ирина РОДНИНА. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Андреем ВДОВИНЫМ кандидат в президенты ОКР рассказала, почему решилась принять участие в этих выборах и какие перемены, на ее взгляд, необходимы сейчас российскому спорту.
-- Ирина Константиновна, должность президента ОКР политическая?
-- Абсолютно. Я бы даже сказала, общественно-политическая.
-- Но политика всегда считалась достаточно грязным делом. Как вы все-таки решились принять участие в выборах?
-- Политика такова, какой мы ее делаем. Политика -- это продвижение каких-то идей, а идея у нас одна -- побеждать в Олимпийских играх. Лозунг Кубертена «главное не победа, а участие» для сборной России не подходит. Мы были спортивной супердержавой, и спускаться с этой вершины очень болезненно. Вот вам и ответ на вторую часть вопроса. Я очень хорошо помню Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Было на многое больно смотреть. И прежде всего я жалела о той атмосфере в нашей команде, которая была потеряна с прошлых времен. Это как раз и работа руководства, работа чиновников Олимпийского комитета.
-- Это несколько общая позиция. А что конкретно вас не устраивает в нынешней работе ОКР?
-- Не устраивает кулуарность и закрытость. Например, МОК раз в квартал отчитывается. Вы же сейчас не увидите ни одного отчета ОКР. Только одни заявления: то мы с китайцами боремся, то с канадцами, то с кем-то еще. Нет ни логики поступков, ни даже логики высказываний. Не просчитывается и развитие ситуации. Я приведу вам простой пример: шорт-трек. Олимпийский вид спорта, где разыгрывается огромное количество медалей. Затраты минимальные: хоккейная коробка и индивидуальное снаряжение. Все! Почему не развивался этот вид спорта у нас в России с тех времен, как он стал олимпийским? И таких примеров множество.
-- Вы подчеркиваете, что идете на выборы большой командой. В ней и Александр Попов, и Андрей Лавров, и Александр Карелин, и Мария Киселева. Но все это спортсмены, которые недавно закончили свою карьеру... Хватит ли вам опыта, чтобы руководить такой организацией, как ОКР?
-- Но, кроме того, у нас в команде Валентин Балахничев, и Шамиль Тарпищев, и другие очень опытные функционеры, которые и сейчас способны давать результат. ОКР нужны свежая кровь, ветер перемен и свежие головы. Я достаточно давно в спорте, и все время нашей командой руководили одни и те же люди. Я выиграла три Олимпиады, а они уже успели вырастить детей и внуков и все работают на тех же самых местах. Но смена-то поколений идет везде. Уже давно другие методы работы, уже в олимпийской программе полно новых видов спорта, а во многих старых уже поменялись правила, а они все работают по-прежнему. Когда-то действительно это была мощная команда. Но сейчас по результатам видно, что мы сдаем позиции.
По поводу опыта... Есть у нас в команде и Дмитрий Сватковский, который получил огромный опыт, занимаясь организацией заявочной кампании Москвы как столицы Олимпиады-2012. Сейчас он работает в заявочном комитете Сочи. И во время работы он встречается с чиновниками МОК, с коллегами из других стран. Чем не опыт? Или Саша Попов, который работает в спортивной комиссии МОК. Если же нас упрекают в отсутствии опыта менеджеров или юристов, то это не выборные должности. Это должности, на которые берут на работу и потом спрашивают за эту работу. А если мы выберем в ОКР юристов и менеджеров, а они окажутся не совсем способны к этой работе, так что нам ждать четыре года, чтобы убрать их?
-- Не секрет, что вас поддерживает Вячеслав Фетисов. В чем заключается эта поддержка?
-- Мы являемся единомышленниками. Как руководителю Федерального агентства, то есть государственному человеку, ему не безразлично, как будет дальше строиться работа в ОКР. Он не раз говорил, что у него нет личных антипатий к г-ну Тягачеву. Но есть непонимание некоторых моментов его работы.
-- Как-то исторически сложилось, что Госкомспорт и ОКР находятся в состоянии перманентной холодной войны...
-- Это вы берете новейшую историю. Я, например, очень хорошо помню, что в советские времена две организации составляли единый кулак, и это давало результат. Я не призываю возвращаться в СССР, но что-то хорошее оттуда взять можно.
-- Немного провокационный вопрос: вы от грядущей зимней Олимпиады ожидаете провала?
-- Что значит провал? Это когда ожидания не совпадают с действительностью, когда работаешь на определенный результат, а его по каким-то причинам нет. Или вот в Солт-Лейк-Сити вручение второго комплекта медалей канадцам я считаю конкретным провалом работы ОКР. А у нас есть просто трезвый прогноз, понимание того, на какой результат мы можем рассчитывать. Этот результат объективно покажет ситуацию в нашем спорте. Я, например, даже считаю, что та не совсем объективная информация Олимпийского комитета о подготовке и тех результатах, на которые мы можем рассчитывать, вредна и может привести к некой истеричной ситуации, какая сложилась, например, в Афинах.
-- Вместе с тем вы говорили, что если новая команда после выборов придет в Олимпийский комитет, то ничего сразу же меняться не будет.
-- Да, это так. Времени останется полтора месяца. За такой срок переломить ситуацию нельзя, можно сделать только хуже. Главными направлениями станут обеспечение достойных условий работы олимпийской сборной в Турине, хорошие условия заключительного этапа подготовки к соревнованиям. И только после окончания Игр можно будет делать выводы и, не откладывая, сразу же начинать подготовку к новой Олимпиаде.
-- Перед выборами принято как-то приглядываться и оценивать конкурентов. Вы кого из кандидатов видите своим основным соперником?
-- Меня спорт научил, что опасен любой соперник. Мне посчастливилось трижды выступать на Олимпиадах и трижды произносить олимпийскую клятву: бороться честно, по правилам и уважать своих соперников. Естественно, мы к ним присматриваемся, знаем их сильные и слабые стороны, просчитываем свои возможности.
-- Наблюдениями не поделитесь?
-- Сейчас, наверное, не время. Единственное, могу сказать, с огромным уважением отношусь к президенту Стрелкового союза Владимиру Лисину, результаты которого говорят сами за себя. Все знают Валентина Балахничева, федерация которого продолжает воспитывать отличных спортсменов. Словом, достойные кандидаты есть.
-- Значит, возможны и альянсы?
-- Конечно. Мы же с самого начала говорили, что это политика.
Беседовал Андрей ВДОВИН