|
|
N°236, 19 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджетогарантированный экспорт
ВЭБ, ВТБ и Росэксимбанк скинулись на покупку Кубой российских самолетов
Россия сделала новый шаг на пути реализации программы поддержки несырьевого экспорта: впервые предоставлены госгарантии по долгосрочным кредитам, выданным отечественными банками иностранным покупателям российской высокотехнологичной продукции. В минувшую пятницу синдикат ведущих российских банков в составе Внешэкономбанка, Внешторгбанка и Росэксимбанка подписал с кубинской компанией Aviaimport S.A. соглашение о выдаче синдицированного кредита на сумму 94 млн долл., который пойдет на закупку Кубой в России двух пассажирских самолетов Ил-96-300. (Доля ВТБ -- 70 млн долл., ВЭБа -- 14 млн долл., Росэксимбанка -- 10 млн долл. Оставшуюся сумму, а самолеты стоят 110 млн долл., кубинская сторона уже выплатила.) Государство гарантировало банкам в случае форсмажорных обстоятельств полное возмещение предоставленных средств. В бюджете 2005 года в качестве страховки под этот контракт заложено как раз 94 млн долл. «Государство впервые разделит риски по сделке с российскими финансовыми структурами», -- заявил после подписания соглашения глава ВЭБа Владимир Дмитриев. По словам председателя правления Росэксимбанка Николая Гаврилова, кредит выдан на десять лет «на рыночных условиях». Правда, конкретную величину ставки он предпочел сохранить в тайне. Г-н Гаврилов признает, что без госгарантий кредит на покупку самолетов если и был бы выдан, то под больший процент, поскольку риски достаточно велики: и сумма значительная, и срок займа большой. Впрочем, Куба также предоставила суверенную гарантию, а также передала приобретенные самолеты в залог. В банках-подписантах не боятся преувеличить значение соглашения. «Не только Куба обратит внимание на нашу технику, в том числе авиационную. В ближайшее время начнется конкуренция за такого рода кредиты», -- уверен зампред правления ВТБ Алексей Акиньшин.
Российское правительство уже не первый год прилагает усилия к увеличению доли машинотехнической продукции в общем объеме экспорта, львиная доля которого ныне приходится на сырье. По оценкам Минэкономразвития, доля экспортируемых Россией машин, оборудования и транспортных средств составляет всего 7,8%, к 2008 году ее предполагается увеличить до 8,5%. Планируется, что в структуре российского экспорта машин и оборудования будет преобладать наряду с продукцией оборонно-промышленного комплекса, энергетическим оборудованием, грузовыми автомобилями и авиационная техника. В октябре 2003 года кабинет министров утвердил концепцию государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. Одна из мер, которая, как считают в правительстве, приблизит достижение этих целей, господдержка в виде гарантирования экспортных операций.
Два Ил-96-300 для кубинской авиакомпании Cubana уже построены на воронежском авиазаводе. Строились они на деньги лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), привлеченных ею краткосрочных кредитов, а также на средства кубинской стороны. По словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, первый Ил-96-300 отправится на Кубу уже 25 декабря. Второй -- в конце января. Более того, летом этого года в рамках Московского авиакосмического салона (МАКС) были заключены предварительные соглашения о поставках на Кубу еще пяти российских самолетов: двух Ил-96-300, также двух Ту-204-100 и одного грузового Ту-204С. Г-н Рубцов попросил ВЭБ, ВТБ и Росэксимбанк поучаствовать и в этой сделке. Конкретного ответа он не получил, поскольку банкам новые госгарантии пока никто не обещал. Николай Гаврилов, правда, дал главе ИФК надежду, отметив, что теоретически подобная сделка соответствует критериям кредитования экспорта под госгарантии. А на эти самые госгарантии, сообщил глава Росэксимбанка, в бюджете 2006 года выделен 1 млрд долларов.
Не был обойден и вопрос надежности самолетов Ил-96-300, в которых летом этого года были обнаружены различные неполадки. Технические проблемы затронули даже самолеты, принадлежащие Государственной транспортной компании «Россия» и обслуживающие Владимира Путина. С отказа тормозов колес одного из этих самолетов и началось разбирательство, повлекшее полуторамесячный запрет на полеты всех машин этой модели. По словам г-на Рубцова, все неполадки в самолетах устранены. Причем одна неисправность была выявлена в «кубинском» Ил-96-300, она также ликвидирована. Впрочем, кубинская сторона не склонна драматизировать ситуацию. «Работаем с русской техникой 30 лет и полностью доверяем русской авиации», -- заявил представитель авиационных властей Кубы Эктор Аргилес Переc.
Михаил ВОРОБЬЕВ