|
|
N°235, 16 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От ремня не зарекайся
МВД готовит водителям штрафные баллы
Руководители российской автоинспекции, готовящие очередное наступление на водителей, нарушающих правила, заручились вчера поддержкой Белого дома. Правительство без долгих дискуссий одобрило в целом проект федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на 2006--2012 годы, дав МВД две недели для окончательной доработки документа. Поскольку министры напутствовали разработчиков программы пожеланиями «реально и существенно» ужесточить кары для тех, кто не пристегивается ремнями безопасности (вице-премьер Александр Жуков), или, например, ввести страховую ответственность автошкол за аварии их выпускников (Герман Греф), первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин и руководитель департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов вышли с заседания окрыленными. Такой подход, похоже, вполне укладывается в их представления о том, какими именно мерами необходимо добиваться декларированной цели -- снижения к 2012 году количества погибших на дорогах в 1,5 раза по сравнению с 2004-м. В прошлом году, по данным МВД, в дорожно-транспортных происшествиях погибло 34,5 тыс. россиян.
Идя навстречу пожеланиям правительства, а также президента Владимира Путина, которого с недавних пор тоже стали волновать вопросы «хамства на дорогах» и «коммерциализации процесса получения прав», руководители МВД уже в следующем году намерены пересмотреть процедуру экзаменов для желающих стать обладателем водительского удостоверения. Как рассказал после заседания правительства Александр Чекалин, в 2006 году экзамены будут принимать уже не сотрудники ГИБДД, а специальные комиссии, в которые наряду с автоинспекторами войдут представители страховых компаний, транспортных организаций, муниципальных органов власти и общественности. Предполагается, что комиссии будут более требовательно оценивать уровень подготовки начинающих водителей, что позволит сократить количество ДТП с участием автовладельцев, только что получивших права. Сегодня, по наблюдениям Виктора Кирьянова, процент спровоцированных неумелыми действиями «неофитов» аварий весьма высок.
Со временем МВД постарается реализовать и предложения Германа Грефа о наказании рублем автошкол, выпускающих на дорогу плохо подготовленных водителей. Александр Чекалин считает, что школы и курсы подготовки водителей «должны нести ответственность за брак и халатность», если выпускник вскоре после получения прав станет виновником ДТП с тяжкими последствиями. Одобренная правительством программа предполагает, что страховые компании в таких случаях смогут подать регрессный иск и к автошколам.
Тех же, кто водительским удостоверением уже обзавелся, ждет возвращение в прошлое. Идея возрождения балльной системы учета правонарушений, о которой автоинспекторы заговорили сразу после упразднения штрафных талонов, как никогда близка к реализации. Как заявил вчера Александр Чекалин, уже в следующем году в правительстве будут разработаны нормативные документы, дающие автоинспекции возможность получить «досье на каждого водителя, позволяющее обнаружить, насколько он законопослушен». Несмотря на то что на создание имеющейся сегодня у ГИБДД компьютеризированной системы учета правонарушений были потрачены немалые средства, г-н Чекалин все же считает ее несовершенной. «Принцип неотвратимости наказания не работает, и при нежелании заплатить штраф любой может уйти от этой ответственности», -- заявил он, добавив, что отдельные лихачи сохраняют водительские удостоверения, грубо нарушая правила по нескольку десятков раз в год.
Сочетание балльной системы с ужесточением наказания по ряду статей Административного кодекса должно, по мнению чиновников, способствовать повышению правового сознания российских водителей. Однако начинать с повышения штрафов за непристегнутые ремни безопасности в МВД не собираются, хотя, как отметил г-н Чекалин, наказывается водитель за это нарушение всего лишь 50 рублями. Замминистра внутренних дел считает, что российские автолюбители должны «сами понять, насколько это необходимо». Дабы понимали быстрее, Александр Чекалин привел данные статистики -- по его словам, каждый пятый выживший в ДТП должен быть благодарен ремням безопасности.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ