|
|
N°235, 16 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отмывание по-грузински
Российских банкиров гонят из Абхазии
Национальный банк Грузии (НБГ) намерен закрыть с января 2006 года счета российских коммерческих банков, работающих в самопровозглашенной Абхазии. Об этом заявил вчера президент НБГ Роман Гоциридзе, который прямо обвинил российские банки в отмывании денежных средств в Абхазии. По его словам, механизм незаконного оборота средств между банками России и Абхазии был отлажен с помощью системы электронных расчетов «Золотая корона»: финансовые структуры обеих стран имели возможность переводить средства в неограниченном размере, выплачивая всего 1--2% комиссии.
Первая волна «гонений» со стороны грузинской стороны обрушилась на коммерческие банки России в мае 2005 года. Тогда председатель НБГ написал два письма главе ЦБ Сергею Игнатьеву, указав в одном из них, что «Грузия действует в русле принятого российской стороной решения о закрытии счетов тех иностранных банков, которых она считает связанными с террористами». Г-н Гоциридзе просил своего российского коллегу вернуть деятельность российских банков в рамки международного права. Во втором письме глава НБГ возражал против того, чтобы пенсии абхазцам выплачивались через российские коммерческие банки, поскольку они не имеют соответствующих лицензий в Грузии. «Правительство Грузии всесторонне заинтересовано в оказании помощи социально незащищенному населению Абхазии, однако все это должно осуществляться в соответствии с нормами и международными правилами, регулирующими банковскую деятельность», -- утверждал г-н Гоциридзе.
По подсчетам грузинской стороны, «связанными с террористами» являются около 50 российских коммерческих банков, ведущих бизнес в Абхазии. В доказательство таких обвинений Сергею Игнатьеву были предоставлены документы, изобличающие незаконную деятельность российских коммерческих банков.
В черный список вошли разные кредитные организации: и небольшие, региональные, мало кому известные банки (краснодарские Крайинвестбанк и Южный банк, московские Интеркоопбанк и Связьбанк, екатеринбургский банк «Северная казна», ростовский Русславбанк) и достаточно солидные структуры, такие как Ситибанк, Межпромбанк и Сбербанк. В московских банках, куда обратился корреспондент «Времени новостей», от комментариев отказались.
Видимо, ЦБ России не отреагировал должным образом на заявление Грузии, сделанное в мае, и теперь НБГ намерен действовать в одностороннем порядке. Более того, г-н Гоциридзе намерен получить поддержку в международных контролирующих организациях -- FATF и комитете Moneyval в Евросовете. «Мы будем настаивать на закрытии счетов этих банков во всем мире, так как они способствуют отмыванию грязных денег. Эти деньги могут идти на финансирование терроризма», -- заявил вчера г-н Гоциридзе.
Несмотря на очевидный политический подтекст заявления, вполне возможно, что некоторые обвинения грузинской стороны имеют право на существование. По мнению гендиректора «Интерфакса-ЦЭА» Михаила Матовникова, после того как в 2001 году ЦБ внес в свой «офшорный» список Черногорию, корсчета многих российских банков перекочевали в Грузию.
Татьяна КРЫМОВА