Время новостей
     N°235, 16 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2005
Кодекс преткновения
Высшие суды России спорят за право выносить вердикт бюрократии
Высшие судебные инстанции страны в очередной раз начали спор о полномочиях. На этот раз предметом дискуссии стал проект образования системы административных судов -- инстанции, создаваемой для рассмотрения споров между гражданами и властью. На прошедших вчера в Госдуме парламентских слушаниях глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов, признав возможность появления адмсудов в будущем, назвал преждевременным формирование этой ветви сегодня.

Пока, правда, власть и без того не слишком торопится с проведением реформы, хотя образование административных судов было предусмотрено еще Концепцией судебной реформы 1991 года и Конституцией. Внесенный же в 2000 году в Госдуму проект федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в РФ" дальше первого чтения не продвинулся. И теперь его предстоит принимать в пакете с проектом Кодекса административного судопроизводства РФ. "Эта система позволит повысить доверие граждан к правосудию, а заодно и дисциплинировать самих чиновников, -- защищал идею адмсудов в беседе с корреспондентом "Времени новостей" первый заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Радченко. -- Ведь чиновники будут знать, что есть суд, на который им будет очень затруднительно надавить и в котором им придется доказывать законность своих действий".

В проекте предусмотрена особая процедура рассмотрения претензий к бюрократии. В частности, в нем воспроизводится предусмотренная в Административном процессуальном кодексе и Гражданском процессуальном кодексе презумпция виновности власти -- доказывать законность своих действий придется ее представителям, а суд будет оказывать заявителю "содействие в собирании доказательств". Проект кодекса вводит в России элементы прецедентного права -- модельные дела, на которые будут ориентироваться судьи. Более того, процесс позволит рассматривать дела в отсутствие сторон, если они изъявят желание представлять все доказательства только в письменном виде. Именно по такому принципу работают административные суды во многих странах, что серьезно снижает нагрузку на судей. "Суды ведь не будут устанавливать фактические обстоятельства, за исключением того, что им нужно будет проверить, были ли нарушены права заявителя, например был ли к нему применен оспариваемый акт, -- пояснил г-н Радченко. -- Они будут проверять соответствие этого акта или действий властей законодательству, для этого сторонам достаточно представить свои письменные доказательства, им необязательно будет выступать перед судом".

А вот для того, чтобы получить компенсацию материального ущерба, победителям административного разбирательства придется потом начинать новый процесс. "Этот вопрос будет решаться в гражданском суде, -- пояснил первый зампред ВС. -- Ведь даже незаконное решение органа власти может не повлечь за собой никакого ущерба. Другое дело моральный вред. Его компенсацию сможет назначить и административный суд".

Крайне важным в ВС считают и то, что новые суды будут удалены от местных органов власти. Лишь незначительная часть споров будет рассматриваться мировыми судьями, а более сложные дела относятся к ведению межрайонных и окружных судов -- их юрисдикция будет распространяться на несколько районов или регионов, что, по мнению Владимира Радченко, должно усилить их независимость. А Верховный суд РФ по первой инстанции будет слушать дела об оспаривании актов президента и правительства.

"Всего планируется создать 400 межрайонных и 21 окружной суд, -- рассказал г-н Радченко. -- Для их работы нам потребуется 4600 судей. Но мы ведь не будем просить дополнительных штатных единиц. Мы просто переведем их из гражданских судов вместе с их аппаратом. Ведь нагрузка даже сократится, если мы будем активно применять письменную форму рассмотрения дел. Нам потребуется примерно 5 млрд руб. -- это 4% от бюджета судебной системы".

Впрочем, неизвестно, когда проект кодекса, который сейчас находится на согласовании в администрации президента, будет внесен в Госдуму. Пока у реформы есть серьезный противник в лице ВАС, где считают, что принятие проекта усугубит и без того довольно остро стоящую проблему разделения компетенции арбитражной системы и судов общей юрисдикции. "В проектах закона и кодекса очень туманные и расплывчатые положения, которые приведут к спорам о подведомственности между нашими системами и негативно повлияют на ситуацию", -- уверен Антон Иванов.

Надо сказать, что пересечение компетенций действительно нередко порождает правовые казусы, когда фактически по одному спору выносятся разные решения. К тому же служителям Фемиды есть что делить. Суды общей юрисдикции рассматривают в год примерно 600 тыс. административных споров. Не отстают от них и коллеги по арбитражной системе -- в их активе только за первое полугодие этого года почти 450 тыс. (более половины всей нагрузки) таких дел. Неоднократно в спор за право судить власть вмешивался и Конституционный суд, серьезно потеснивший ВС с "арены" по рассмотрению нормативных актов (при принятии специального федерального конституционного закона ВС может взять реванш). Наконец, остаются уставные суды субъектов федерации, также не желающие расставаться с частью своих полномочий. Ведь речь идет о той категории дел, которая в значительной мере определяет степень влиятельности третьей власти.

Однако в КС сегодня все же готовы приветствовать появление "новорожденного" административного кодекса, а представители арбитражной юстиции склонны считать роды явно преждевременными. "Процедура рассмотрения административных споров нуждается в унификации, -- заявил "Времени новостей" глава ВАС Антон Иванов. -- Сегодня эти дела рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции. И подготовленный законопроект не предполагает унификации -- ведь процедура разработана только применительно к судам общей юрисдикции. Впрочем, для создания единой системы еще не пришло время. У нас очень мало судей, которые специализируются на административных спорах, потребуются огромные финансовые затраты".

По мнению г-на Иванова, вместо создания отдельной ветви "нужно провести специализацию внутри судов общей юрисдикции, выделить административные коллегии, которые в арбитражных судах существуют уже почти десять лет", а также унифицировать правила рассмотрения этой категории дел.

В Верховном же суде считают, что для рассмотрения административных споров по заявлениям граждан и организаций должны существовать различные процедуры. При этом авторы проекта считают, что не посягают на компетенцию коллег.

Очевидно, что дискуссия вокруг проектов только начинается, и не исключено дальнейшее обострение отношений между Верховным и Высшим арбитражным судом. При этом у ВАС есть некоторое "кадровое преимущество". Ведь Антон Иванов учился вместе с нынешним первым вице-премьером и одним из "кандидатов в преемники" Дмитрием Медведевым. Однако в Верховном суде уверены, что рано или поздно система административных судов в России будет создана. "Административные суды действуют в ста странах мира, в государствах Прибалтики, в Казахстане и на Украине, -- пояснил г-н Радченко. -- Везде они доказали свою эффективность. Почему же мы не должны использовать этот опыт, тем более что их формирование вытекает из Конституции".

Юрий КОЛЕСОВ
//  читайте тему  //  Судебная система России