|
|
N°235, 16 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черная нить в Поднебесную
Казахстан завершил строительство нефтепровода в Китай
Пока Россия шестой год согласовывает проект строительства трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана с ответвлением в Китай, Казахстан успел построить свою трубу в Поднебесную. Вчера завершилась прокладка первой очереди тысячекилометрового нефтепровода из Атасу в Алашанькоу мощностью 10 млн тонн нефти в год стоимостью 806 млн долл. До мая следующего года трубопровод планируется заполнить технической нефтью (600 тыс. тонн), после чего он будет готов к эксплуатации. К июню Китай, который по соглашению с Казахстаном несет ответственность за загрузку трубы, должен договориться с поставщиками сырья. «Роснефть», подписавшая в этом году обязательство до 2010 года поставить в Поднебесную 48,5 млн тонн нефти, уже давно заинтересовалась этим маршрутом и заявила о своем желании перекачивать по трубе 1,2 млн тонн в год. Однако прежде она должна решить с «Транснефтью» вопрос о расширении трубопровода Омск--Павлодар, по которому российская нефть может попасть в Казахстан.
"Когда я впервые говорил об этом (о строительстве нефтепровода. -- Ред.) в 1997 году, все считали, что это утопия", -- отметил вчера на церемонии открытия нефтепровода президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Более того, он заявил, что намерен построить в направлении Китая еще и газопровод. Он назвал пуск нефтепровода "важным событием в торгово-экономических отношениях с Китаем" и напомнил, что в сейчас товарооборот между двумя странами достиг 5 млрд долл. По его мнению, планы удвоить товарооборот с Китаем с вводом в эксплуатацию нефтепровода и последующим строительством газопровода станут «реальными».
Нефтепровод Атасу--Алашанькоу на территории Казахстана связан лишь с Кумкольской группой месторождений нефти. Производимого сейчас там сырья не хватит для того, чтобы полностью заполнить трубу. «По нефтепроводу можно будет ежегодно транспортировать кумкольскую нефть и нефть с других месторождений Казахстана, а также из западносибирского региона России», -- заявил вчера на открытии нефтепровода президент «Казмунайгаза» Узакбай Карабалин. Представитель «Казтрансгаза» отметил, что российская и казахская нефть будут поступать в трубу в равных долях.
«Роснефть» пока может возить сырье только по железной дороге. Однако тариф на эти перевозки гораздо выше, чем трубопроводный, -- сейчас компания платит примерно 2150 руб. (около 75 долл.) за тонну сырья. ЛУКОЙЛ, который в январе начал возить нефть в Китай по тому же маршруту, что и «Роснефть», заявлял о нерентабельности подобных поставок.
В октябре стало известно, что «Роснефть» рассматривает возможность транспортировки нефти в Китай через Казахстан по строящемуся нефтепроводу. Компания подала заявку в «Транснефть» на загрузку трубы Омск--Павлодар. В «Транснефти» заявили, что готовы предоставить такую возможность, но за расширение мощностей придется заплатить самой нефтекомпании. По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, сейчас в Павлодар транспортируется лишь около 0,5 млн тонн нефти в год. Хотя технические возможности трубопровода рассчитаны на 30 млн тонн сырья в год, необходима его серьезная реконструкция, а также установка насосных станций (каждая обходится приблизительно в 50 млн долл.). Сколько средств нужно вложить в расширение мощностей, в «Транснефти» не сообщают, однако уверяют, что согласия «Роснефти» финансировать работы не получили.
В «Роснефти» вчера заявили, что намерены экспортировать сырье через Омск только в том случае, если поставки будут экономически рентабельными, но намерена ли компания соглашаться на предложение «Транснефти», не уточнили. В то же время в октябре президент «Роснефти» Сергей Богданчиков на совещании по вопросам развития нефтяной отрасли в присутствии премьер-министра Михаила Фрадкова попросил правительство решить вопрос о возможности доступа российских нефтяных компаний к трубопроводной системе Казахстан--Китай. «С точки зрения экономики нам это интересно», -- заявлял он.
В «Транснефти» ранее отмечали, что ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз» также проявляли интерес к экспорту в Китай через Казахстан. По словам представителя ЛУКОЙЛа, его компания пока этот маршрут не рассматривает. Впрочем, прежде ЛУКОЙЛ заявлял о намерении экспортировать в Китай 1,5--2,5 млн тонн нефти в год со своих казахских месторождений.
Денис РЕБРОВ