Время новостей
     N°165, 11 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2001
Под грохот книжного бума
Своими впечатлениями от закончившейся вчера Московской международной книжной ярмарки поделился заместитель главного редактора газеты «Время новостей» Борис ПАСТЕРНАК, проведший все дни работы ярмарки у стенда нашего издательского дома «Время».

Главное впечатление от ярмарки -- почти у каждого, с кем говорил, -- огромная очередь-змея у входа. Точнее, три змеи в три кассы. В отдельные часы в каждой из очередей стояли по тысяче человек. На покупку билета уходил час-полтора. При том, что билет впервые стоил недешево: в первый день -- 50 руб., а в последующие -- 30. И совсем небывалое дело: вдоль очередей прохаживались интеллигентного вида деятели с пачками «лишних» билетов в руках -- но по 75 руб. И люди покупали.

Естественно, из выходных дверей народ тоже валил валом -- уже отоваренный, с мешками книг. Такого количества ярмарочных продаж не помнит никто из старожилов 57-го павильона ВВЦ. Многочисленные случайные «интервью» с посетителями обнаружили необычную картину: приходя на ярмарку, люди рассчитывали не столько на скидки при продаже (а книги на ярмарке дешевле, чем в магазине, процентов на 30), сколько на «интересно проведенное время». Многие говорили, что давно не позволяли себе просто побродить среди книжных полок, полистать книжки, поговорить о них. Вероятно, это ностальгическое чувство оживает лишь при появлении свободной сотни-другой в кармане. Так что ярмарка нынешнего года может служить как индикатором экономического роста в стране, так и подтверждением неубиваемости интереса к литературе у российских граждан.

Параллельно очередям посетителей выстроилась очередь желающих возглавить и направить «книжное движение» в России. В дни ярмарки громко заявили о себе новорожденный Российский книжный союз, избравшая нового президента и мобилизовавшаяся для противостояния РКС Ассоциация книгоиздателей и поддержанная московской мэрией инициативная группа, проведшая Конгресс в защиту чтения. Все три сообщества обратились с воззваниями ко всем, «кому небезразлична судьба отечественной литературы», и к традиционно главному читателю -- первому лицу российской власти. Все скорбят из-за отмены льгот на издание книг, которая вступит в силу с 1 января 2002 года. Все просят «отстоять право на чтение», то есть сохранить льготы. Конгресс, думается, занял более реалистическую позицию, нежели союз: он предлагает сохранить льготы избирательно -- на учебную, развивающую и детскую литературу. Но скорее всего Минфин не поддастся давлению и книжный бизнес встанет в общий ряд с продовольственным и нефтяным. Вероятно, книжные лоббисты после этого займутся дележом федеральной программы -- будут отстаивать право на издание книг, финансируемых из госбюджета. В этой борьбе преимущество окажется конечно же у Российского книжного союза -- его функционеры открыто гордятся близостью к администрации президента, от которой якобы и исходило желание «иметь дело на книжном рынке с кем-то одним и к тому же вменяемым». «Вменяемым», то есть президентом РКС, избран Сергей Степашин, а за его спиной высятся все монстры и зубры российского книгоиздания -- «АСТ», «ЭКСМО», «ОЛМА» и далее по мере уменьшения многомиллионных суммарных тиражей. Вступительный взнос в РКС составляет 30 тыс. долл., то есть от «союза всех» заведомо отсечена «мелочь». А это, как правило, гуманитарные издательства, наиболее творческие и «продвинутые» коллективы, составляющие ежегодно абсолютное большинство среди номинантов всевозможных литературных премий. Любопытно, что один из функционеров РКС, услыхав от директора небольшого издательства о невозможности для него такого взноса, замахал руками: «Да вы не бойтесь! Вы приходите с заявлением, мы посмотрим на ваши доходы и решим, сколько вам заплатить». Как будто речь идет не о вступительном взносе, а о взятке, которую дают «по возможности».

Кстати, цифра в 30 тыс. долл. будоражила участников ярмарки и по другому поводу. Якобы именно столько выделили некие «крупные издатели» в виде премии бывшему президенту Ассоциации книгоиздателей Марату Шишигину -- за то, что он преждевременно оставил свой пост, уступив его более «своему» для ведущих издателей Ивану Лаптеву. Своего рода «выступительный» взнос. Так или не так, не знаю, но эти слухи отражают отношение большинства участников книжного рынка к тем его богатым лидерам, которые сегодня у всех на виду.

Кстати, и на слуху. Не помнится что-то ни одной прежней книжной ярмарки, на которой бы между «грандами» было поделено даже воздушное пространство выставочного павильона -- радиоэфир. На стенде издательства «Время» провели некоторое время не самые скучные писатели современности -- Михаил Жванецкий и Тимур Кибиров. Они подписывали свои книги, отвечали на вопросы. Но сообщить об этом по радио посетителям не удалось. Оказалось: весь «книжный бум», который беспрерывно гремел, звенел и орал в уши любителям книг, доносился из принадлежавших частным компаниям динамиков и микрофонов. А общая радиосеть выставки не желала говорить о книгах, писателях и издателях, у которых нет средств на собственный радиоузел.

Список претензий, наиболее часто высказываемых посетителями и участниками книжной ярмарки

1. Очень трудно ориентироваться -- нет плана, нет разумного принципа размещения стендов. Из разговора между двумя посетителями: «Что вы хотите, базар! -- Да, но и на базаре есть молочный ряд, есть мясной, и овощи не продают рядом с удобрениями». Издательство «НЛО», к примеру, на выставке было, но найти его через справочную службу не удавалось -- «не участвует».

2. Очень трудно дышать. Мало места, тесно, толпы народа несут тебя вперед, как по конвейеру. В 20-м павильоне легче и свободнее, но там гораздо меньше интересного.

3. Мало новых книг. Почти все, что показано на стендах, давно есть и в магазинах. Литературных открытий ярмарка не припасла, что, кстати, говорит о том, что издательства не рассматривают ярмарку как важную рекламную точку, не подстраивают под нее свои планы.

4. Нет скидок для небольших, но «некоммерческих», то есть реализующих важную гуманитарную миссию, издательств. Который год не представлен, например, Ad Marginem -- модное и заметное издательство, но ему не по карману платить за стенд. А без него и ему подобных -- «народ не полный». С другой стороны, ходят слухи, что гиганты книжного рынка скидки как раз получают -- их присутствие важно для имиджа ярмарки. На крупных художественных ярмарках в России принято отводить специальное место для некоммерческих» проектов, то есть для тех галерей или художников, которых организаторы считают важными для процесса. Таких «имиджевых» проектов на ММКЯ нет. А они могли быть -- от выставки авангардных книг до показа музейных коллекций.

5. Мало заметен международный характер ярмарки. Пока ММКЯ остается делом абсолютно внутренним.

Борис ПАСТЕРНАК