Время новостей
     N°234, 15 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2005
Возить нефть в Китай станет дешевле
Российские нефтяники добились снижения железнодорожных тарифов на перевозку нефти в Китай. Как заявил вчера Итерфаксу руководитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков, понижающий коэффициент 0,831 начнет действовать с первой тонны нефти, которая будет транспортироваться в Китай в следующем году. Прежде всего это решение пойдет на пользу «Роснефти», которая обязана поставить в Китай до 2010 года 48,5 млн тонн сырья. В то же время снижение тарифа менее чем на 20% все равно не делает его сопоставимым с ценами на транспортировку сырья трубопроводным транспортом.

Сегодня единственный способ перевозить нефть в Китай -- по железной дороге. Экспорт нефти пока осуществляется по двум направлениям -- через погранпереход Забайкальск, где, по словам вице-президента РЖД Салмана Бабаева, тариф составляет 59 долл. за тонну (через этот терминал поставляли нефть «Роснефть» и ЛУКОЙЛ), и Наушки -- 39 долл. за тонну (экспортирует ЮКОС). РЖД ранее заявляли, что готовы лоббировать снижение тарифа до 28 долл. за тонну, если получат гарантии прокачки 40 млн тонн сырья в год. Тогда тариф будет эффективнее трубопроводного, который, по предварительным данным, составит 38,8 долл. за баррель при транспортировке сырья из Тайшета до китайской границы.

Правда, «Транснефть» начала разработку ТЭО инвестиций проекта по прокладке трубопровода в Поднебесную, однако в ближайшие несколько лет проект вряд ли будет реализован. В то же время «Роснефть» в начале года заключила с китайскими компаниями договор на поставку 48,5 млн тонн до 2010 года. В обмен на это она получила от своих партнеров в качестве частичной предоплаты 6 млрд долл., которые использовала в следке по приобретению «Юганскнефтегаза». В этом году перевозки нефти России в Китай составят около 8 млн тонн против ожидаемых 10 млн тонн, а в 2006 году должны увеличиться до 10--12 млн, хотя предполагалось, что они составят 15 млн тонн. Причем больше всего отгрузку планирует нарастить «Роснефть» -- c нынешних 5 млн до 9 млн тонн.

В этом направлении экспортирует сырье и ЮКОС. В следующем году он планирует поставить 2 млн тонн. ЛУКОЙЛ, у которого нет обязательных соглашений по поставке сырья в Поднебесную, в январе этого года также начал перевозить сырье по железной дороге в Китай, однако в середине года резко снизил поставки, объявив их менеее рентабельными по сравнению с внутрироссийскими продажами нефти.

Денис РЕБРОВ