|
|
N°235, 16 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военно-диверсионный туризм
Подводные лодки превращают в плавучие дайвинг-центры
Памятуя о тяжелых для оборонно-промышленного комплекса временах начала и середины 90-х годов прошлого века, когда гособоронзаказ упал в десятки, а кое-где и в сотни раз, руководители оборонных предприятий опасаются повторения подобного обвала. В качестве своеобразной страховки руководители даже благополучных фирм прорабатывают программы диверсификации производства, к которой, вполне возможно, им придется прибегнуть в будущем. Это явление особенно заметно на выставках вооружений. Во время работы 8-й Международной выставки авиакосмической и морской техники ЛИМА-2005 (Langkavi International Maritime and Aerospace Exhibition) военный обозреватель «Времени новостей» побеседовал с представителями двух морских конструкторских бюро.
"Кто-то один купит, а дальше пошла лавина"
Главный конструктор федерального государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» Юрий МИНЕЕВ:
-- Мы предлагаем в качестве альтернативы использование диверсионных подводных лодок для экстремального туризма. Думаю, дайвингисты будут довольны. Правда, лодка дороговата. О цене пока сказать не могу -- лодка продается сейчас как военная, и прерогатива тут «Рособоронэкспорта». Но ее может приобрести туристическая фирма, которая сумеет лодку окупить.
-- Как вообще возникла идея приспособить диверсионную лодку под туристическую?
-- В начале и середине 90-х годов у нас было очень сложное финансовое положение, искали применение своей продукции в разных сферах. Тогда уже появилось много богатых людей -- потенциальных покупателей. Сделали несколько упрощенных проработок, несколько отойдя от требований Военно-морского флота. Покупателя, правда, так и не нашли. Но морской салон в Санкт-Петербурге летом этого года показал, что интерес к нашей альтернативе есть, и немалый. Материалов у нас взяли немало, где-то они ходят, прокручиваются, в том числе и за рубежом.
-- В мире существует производство подлодок для экстремального туризма?
-- Я лично об этом не знаю. Да, есть индивидуальные носители водолазов. У лодки по сравнению с ними много преимуществ: в нее помещается несколько человек, у нее значительно больше дальность, возможность незаметно уйти от берега, а затем вернуться к нему под водой.
-- Одно время известная фирма «Рубин» под руководством академика Игоря Спасского держала на Кипре дизельную подлодку, которая возила желающих под воду. Значит, прецедент есть?
-- Так совсем иное -- обычная подлодка, этакий подводный автобус. У нас же лодка «мокрая» -- она заполняется водой, водолазы в воде и сидят. Зато аквалангист может остановить лодку в любом понравившемся ему месте и выйти из нее, поплавать, поискать затопленный клад и вернуться. Находясь в лодке, водолаз может не использовать свой акваланг, а присоединяется к бортовой дыхательной системе.
-- И какие именно лодки вы можете предложить подводным экстремалам?
-- Сегодня два типа -- «Тритон-1» и «Тритон-2» на двух и шесть человек.
-- Много пришлось переделывать, чтобы огражданить военную субмарину?
-- Не очень. У гражданских требования более мягкие. Например, лодке не требуется такое важное для диверсантов качество, как долгое лежание на грунте. Скорость можно установить поменьше, чем шесть узлов у военных. Вообще при плавании на большой скорости у грунта ничего не увидишь. Хватит полутора узлов. Но лодка должна развивать не менее трех узлов, чтобы бороться с течением. По глубине разницы между военной и гражданской лодками нет -- и та и другая рассчитаны на глубину для легких водолазов, это 40 метров.
-- На этой выставке вы находитесь под крылом «Рособоронэкспорта». То есть аналитики этой организации посчитали, что спрос на ваши лодки будет?
-- Да, у них есть запросы от разных зарубежных фирм, «Рособоронэкспорт» готовит коммерческие предложения и, естественно, показывает товар на международных выставках. Как часто бывает в нашем деле: все пока выжидают, а кто-то один купит, а дальше пошла лавина. Мы вообще не ожидали такого интереса к сверхмалым подводным лодкам. Впрочем, как и к малым. К «Пиранье», например. Это тоже диверсионная лодка, могущая взять на борт шесть водолазов. У нее несравнимо большая автономность, это «сухая» лодка», водолазы находятся не под давлением. Но под прогулочную переделать ее затруднительно и дорого.
-- Какова вообще предыстория создания диверсионных лодок?
-- Первыми их начали делать итальянцы, СССР принялся строить такие лодки и индивидуальные транспортные устройства для водолазов в 70-х годах прошлого века -- для защиты своих портов. Именно тогда и появились «Тритон-1» и «Тритон-2», предлагаемые сегодня для подводного туризма. Вообще был целый комплекс проектов, родившихся в знаменитом тогда ЦКБ «Волна», которое объединилось с «Малахитом». «Тритоны» были построены большой серией и имелись на всех флотах. Их использовали не только как диверсионные, но и как средство борьбы с диверсантами противника, вооружив их подводными пулеметами и автоматами.
-- Но не настолько же вы увлеклись экскурсионными лодками, что забыли об основном профиле?
-- Для будущего мы предлагаем «Пиранью-Т» -- торпедный вариант водоизмещением 350 тонн, насыщенный вооружением. Более мощное ее продолжение -- П-550 и П-650 разных модификаций. Автономность увеличена до 20--30 суток, усилили вооружение, такая лодка может работать и как минный заградитель.
-- Каковы мировые тенденции в строительстве такого типа субмарин? Кто задает моду?
-- Все сейчас борются за миниатюризацию. И хотя превалируют в нашем секторе немцы и французы, лодки у них все же достаточно большие. Мы демонстрируем лодки водоизмещением до тысячи тонн, немцы же в основном -- 1200--1400 тонн. Если вернуться к лодкам диверсионным, итальянцы пытаются сделать что-то похожее на нашу «Пиранью», но с большим водоизмещением. Приоритет здесь остается за нами.
"У нас любой проект может стать гражданским судном"
Главный конструктор проектов Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Юрий АРСЕНЬЕВ:
-- Сегодня мы проектируем ракетные и патрульные катера водоизмещением от 10 до 500 тонн. Катер «Мангуст», например, может быть в двух военных вариантах (патрульный и ударный с торпедным оружием) и гражданский прогулочный. У нас просто не хватает времени на гражданские катера, да и заказы идут в основном по линии Министерства обороны и погранвойск. Последние семь лет основной объем работы нашей фирмы приходится на государственный оборонный заказ -- более 80%. Мы выиграли объявленный ВМФ тендер среди пяти фирм на строительство многоцелевого корабля с большой дальностью плавания, сделали проект, защитили, сейчас строим. Наш корвет предназначен для борьбы с надводными силами с помощью ракетного оружия, у него мощные комплексы противовоздушной обороны и оружия против подводных лодок.
-- Готовы ли вы к тому, что оборонный заказ может снизиться и вашему КБ придется переориентироваться на гражданскую продукцию?
-- У нас практически любой проект может быть конверсирован в гражданское судно. Вот патрульный катер проекта 14310 «Мираж». Он обладает скоростью 50 узлов, хорошей мореходностью -- возможность работать на взволнованном до четырех баллов море. Раньше при большой скорости экипаж просто не мог работать -- удары волн о корпус были слишком сильными. Уже через час такой качки с большой перегрузкой человек не мог стоять на ногах. На этом корабле перегрузка минимальная, будто вы сидите в автомобиле. Дело все в том, что мы установили систему механизации днища: из-за корпуса выдвигаются пластинки поперек потока и компенсируют качку почти в пять раз. Особенно ценно это качество для пассажирского катера. В этом направлении мы сделали соответствующие проработки, на «Мираже» мы сможем комфортно возить до 300 человек. Есть еще одна проработка -- сделать на основе «Миража» яхту для высокопоставленных персон.
-- Может Россия конкурировать в секторе малых катеров?
-- В мире достаточно большое их производство. Мы будем в этом секторе конкурентоспособны, если предложим ту же систему механизации днища. Или надстройку катера, сделанную из пластика. Этот компаундный материал легок, радиопрозрачен. Весь мир удивляется, как это наши офицеры живут в каютах в один ярус, в то время как во всем мире -- в два. И все это -- за счет особого проектирования корпуса. У нас он остроскулый, в отличие от круглоскулого у других. Мы продали лицензии на производство ракетных катеров Индии и Вьетнаму, сами катера купили у нас 28 стран, сейчас в покупателях числятся две-три страны.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ, Лангкави--Москва