|
|
N°235, 16 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Суденышко перелевть" на стоянце с покрышкою
Посольские дары русским царям показывают в Кремле
Выставка «Во утверждение дружбы...» (куратор Ирина Загородняя) открылась в Успенской звоннице Московского Кремля. Она продолжает юбилейную программу празднования 200-летия образования Музеев Московского Кремля и осуществлена благодаря поддержке главного партнера проекта ОАО «ЛУКОЙЛ».
В название статьи вынесен предмет из британского королевского подарочного комплекса, присланного Михаилу Федоровичу к новому, 1615 году. В переводе на современный русский «суденышко перелевть на стоянце с покрышкою» означает «ваза из полудрагоценного камня с крышкой». И ничего больше. Улавливаемая не знакомым с древнерусским языком ухом современного человека семиотическая инкрустация, когда простые понятия сервируются сложно и завиваются барочным картушем, может служить метафорой дипломатического церемониала. Его официальный регламент сложился в России после Смутного времени, с избранием на трон Михаила Романова. И церемониал этот стал важнейшей фигурой новой русской бюрократии. В каталоге выставки подробно описан протокол подношения посольских даров: с роскошной процессией, подъезжавшей к Спасским воротам, с встречающими их «стрелецкими стойками», с церемониалом самого приема, с оценкой подарков служащими Казенного приказа, с отправкой их по палатам (Оружейной, Царицыной, Серебряной), а также в царские покои и Конюшенный приказ, наконец, с церемонией «отпуска», когда объявлялось жалование посланца, «то есть вознаграждение за визит и дары в меховом эквиваленте, которое, как правило, в полтора-два раза превышало стоимость самих подарков». (Видимо, эти правила неплохо усвоили придворные художники нынешнего московского мэра, дарящие свои творения в надежде на выгодный «отпуск».)
В семнадцатом столетии мы поддерживали дипотношения с шестнадцатью странами. Лидировали Польша, Швеция и Османская империя -- те, что были драчливее всех. Подарки этих драчунов и составляют главную часть экспозиции. Много-много серебряных кубков, кувшинов на фоне восточных тканей и конских сбруй. Особенно радуют немецкие, польские, голландские кубки XVII века. Своей формой и декором они являют синопсис дипломатического взгляда на мир. Чаши (могут быть серебряные, могут из раковины-наутилуса) -- это глобусы. На крышке маленькие фигурки разыгрывают какой-либо апофеозный сюжет мифологии, воодушевляющий на ратные подвиги (например, спасение Андромеды Персеем). Поддерживает чашу чаще фигура, олицетворяющая витальную, дикую силу, может быть, неисчерпаемые соки земли (от фавнов до Геракла и Цереры). А в основании чаши копошатся твари земноводные, людишки с ноготок. Они затерлись в серебряные заусенцы ножки кубка и живут в согласии со своим циклом (на некоторых кубках в «основательном» макрокосме присутствует и кладбище с крестом). Дипломат-ювелир воспринимает жизнь как такой же вот сосуд -- заданное совершенной и безучастной формой мифологическое движение истории, где всему свое время и все необходимо видеть на несколько сфер выше. Так смотрят еще на мир те, кому приходится часто иметь дело с географической картой, -- alter ego дипломатов -- военные стратеги. Они тоже обязаны наблюдать жизнь остраненно, вроде шахматной партии, и нести свой крест -- не сочувствовать.
Сергей ХАЧАТУРОВ