|
|
N°234, 15 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Искусство обмана
По версии МВД, столичные артдилеры стали пешками в игре международной мафии
Скандальная история с арестом артдилеров Татьяны и Игоря Преображенских, которых обвиняют в продаже свыше десятка поддельных картин русской академической живописи на миллионы долларов, заставила замереть весь рынок антиквариата. Это уголовное дело, как выяснилось, уже попало на особый контроль и руководства МВД, и в Генпрокуратуре, и даже в администрации президента. Газета «Время новостей» уже приводила точки зрения потерпевших и самих обвиняемых. Все они считают себя жертвами мошенничества. Теперь же нам удалось узнать мнение тех, кто расследует подобные преступления. В МВД уверены, что арест владельцев салона «Русская коллекция» -- лишь звено в цепи преступлений, совершаемых на антикварном рынке. Более того, по словам сыщиков, это касается не только российского рынка, речь идет о крупном международном преступном сообществе.
«Чтобы понять, почему такое происходит, следует немного рассказать о том, как развивался антикварный рынок, -- пояснили оперативники. -- После дефолта 1998 года рынок перестал развиваться, и продажи были минимальные. Но как только стали расти цены на нефть, у людей появились свободные деньги, которые вкладывались в основном в недвижимость и антиквариат. Цены на предметы искусства резко возросли и с тех пор уже не падали. Например, стоимость картин русского художника Маковского с 25 тыс. долл. подскочила до 100 тыс., а потом и до миллиона. То же самое относится и к произведениям Шишкина, Айвазовского, Островского и Киселева. В результате картину русского классика меньше чем за 100 тыс. долл. купить стало невозможно. Спрос на их произведения стал просто колоссальным. А если есть спрос, то должно быть и предложение. Но очевидно, что Шишкиных и Айвазовских на всех не хватит, поэтому встал вопрос, что делать».
У мошенников, по словам сыщиков, было два способа обмана. Первый -- полная подделка картины, то есть изготовление копии, которую потом выдавали за оригинал. «Этот способ, правда, оказался весьма дорогостоящим и рискованным. Нужно было привлекать высококлассных художников-реставраторов, которых в стране мало и все они на виду, -- говорят в МВД. -- Куда проще было воспользоваться вторым способом -- так называемой перелицовкой, когда за основу брались картины «нераскрученных» западноевропейских авторов». Этот способ действительно оказался очень действенным. Картины западных художников закупались на аукционах в Европе. Период их написания, а также манера были практически идентичными с русской классикой, и для придания полного сходства необходимо было лишь внести небольшие изменения и поставить подпись знаменитого художника.
«Картины -- это те же чековые книжки, все зависит от подписи, -- говорят оперативники. -- Рынок подделок -- это не российское изобретение, это часть огромной международной системы. Это колоссальный преступный бизнес с дикими прибылями -- только в России его оборот составляет около миллиарда долларов». Поэтому, как считают в МВД, Татьяна и Игорь Преображенские -- «только маленькое звено огромной цепи, которое удалось зацепить».
«В антикварном бизнесе часто друг друга «кидают», и нам известно о многих мошенниках, но пока мы не можем возбудить против них уголовные дела, потому что пока у нас нет достаточного количества улик и наработанной судебной практики. А всеобщая порука породила и всеобщую безнаказанность», -- сетуют оперативники. Таким образом, сложилась ситуация, когда изменилась сама история искусствоведения. Так, Айвазовский при жизни написал около 2 тыс. картин, а сейчас по миру ходит не менее 10 тыс. его «произведений». Для легализации фальшивок их даже специально вносят в каталоги, и эксперты-искусствоведы не всегда в состоянии определить подлинность. «Часть экспертов дают заключения о подлинности, потому что действительно убеждены в своей правоте. Но некоторые делают это по злому умыслу», -- признаются оперативники. Тем не менее еще ни один из экспертов к ответственности привлечен не был, и в деле Преображенских они фигурируют лишь в качестве свидетелей. «Проблема в том, что наши эксперты в отличие от западных не несут за свои заключения никакой ответственности», -- полагают в МВД.
Несмотря на то что сами владельцы «Русской коллекции» не только не признают себя виновными, но, наоборот, считают себя жертвами мошенничества со стороны потерпевших, в правоохранительных органах уверены, что их вина полностью подтверждается собранными доказательствами. Как установили оперативники, Татьяна и Игорь Преображенские сумели войти в доверие и подружиться с предпринимателем Валерием Узжиным, которому в период с 2004-го до лета нынешнего года умудрились продать 15 поддельных картин русских классиков -- Киселева, Маковского и Орловского (газета «Время новостей» подробно писала о версии обвинения в номере от 25 ноября). «Преображенские всячески стремились отсечь г-на Узжина от общения с другими артдилерами, им удалось полностью замкнуть его на себе. Они даже организовали за ним слежку, чтобы быть в курсе всех его передвижений и возможных контактов с конкурентами, -- рассказали милиционеры. -- А когда этим летом бизнесмен случайно обнаружил в своей коллекции картин фальшивки, то супруги попытались обвинить его в мошенничестве при приобретении нового помещения под галерею. Это преступление действительно было совершено, но установлено, что Узжин никакого отношения к этому не имел». Более того, оперативникам удалось найти еще одного потерпевшего.
«Сейчас мы выясняем обстоятельства продажи Преображенскими поддельной картины Шишкина за 85 тыс. долл. При этом потерпевший, имя которого в интересах следствия пока не разглашается, был осужден, и не исключено, что по той же самой схеме, по которой Преображенские пытались посадить и Узжина. Кроме того, у нас есть основания считать, что еще до приезда в Москву в 2001 году Преображенские сумели в Петербурге продать несколько поддельных картин русского авангарда на 5 млн долл.», -- заявили в правоохранительных органах.
Но, по мнению оперативников, потерпевших не только от этого мошенничества, но и от множества аналогичных, совершенных другими артдилерами, на самом деле гораздо больше. «Среди них очень много известных людей, чуть ли не половина из списка Forbes. Нас удивляет позиция некоторых граждан, которые теперь знают, что в их коллекциях полно подделок, но молчат. Возможно, они надеются их продать после того, как утихнет скандал. Но все подделки теперь известны, и они будут изъяты из гражданского оборота. А если эти граждане будут их реализовывать, то из потерпевших рискуют превратиться в соучастников преступлений».
Расследовать такие дела, по словам оперативников, очень сложно: «Позиция прокуратуры и судов долгое время была просто наплевательской, и доказать мошенничество подчас бывает практически невозможно. Нам часто отказывают даже в возбуждении уголовного дела, при этом в прокуратуре ссылаются на то, что такие конфликты относятся к сфере гражданско-правовых отношений». Оперативники считают, что снизить рост преступности на рынке антиквариата можно путем изменения законодательства: «Во-первых, нужно вернуть лицензию на ведение этого бизнеса, чтобы иметь на него рычаги госконтроля. Во-вторых, нужно разработать правила ведения антикварной торговли. И в третьих, «криминализировать» ответственность за подделку произведений искусства, ввести новую статью в УК».
Екатерина БУТОРИНА