|
|
N°234, 15 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Движение неприсоединения
На саммите ВТО начинаются дни российской экономики
Пусть России уже не суждено стать главным героем Министерской конференции Всемирной торговой организации (ВТО) в Гонконге, у нас все-таки сохраняются шансы на то, что эти дни запомнятся. «Прорыв возможен, -- заявил глава российской переговорной делегации Максим Медведков. -- Но только на двусторонних переговорах». Впрочем, есть и другие возможности привлечь к себе внимание. Сегодня состоится специальное заседание, посвященное присоединяющимся странам. Таких государств порядка двадцати пяти, среди них и наши ближайшие соседи Украина и Белоруссия.
У Киева надежды на вступление в ВТО в рамках этой сессии сохранялись гораздо дольше, чем у Москвы, хотя процесс присоединения Украина начала гораздо позже. Ради скорейшего вступления она пошла на столь радикальное открытие своих рынков, что некоторые эксперты начали опасаться, сможет ли национальная промышленность остаться в живых после дня присоединения. Однако эти шаги не помогли.
В кулуарах ВТО ходят слухи, что на сегодняшнем заседании Украина, а с ней еще несколько стран намерены выступить с жестким заявлением -- чуть ли не потребовать принятия во Всемирную торговую организацию в ближайшее время, так как уже сделали все от них зависящее. Как рассказал источник "Времени новостей", Евросоюз должен был выступить на конференции с декларацией в поддержку Украины как страны с большими демократическими преобразованиями. Однако до сих пор этого не сделал, и неясно, собирается ли вообще выступать. Видимо, отсутствие ясности в этом вопросе и подталкивает украинскую делегацию к решительным шагам.
Если эти фантастические предположения оправдаются, то России, которая также готовит выступление по своей переговорной позиции, явно предстоит вносить в него корректировки. Пока сложно даже предположить, как члены ВТО могут отреагировать на подобные декларации. И что это принесет для России -- благо или новые проблемы. С одной стороны, Россия продвинулась на переговорах значительно дальше, ее законодательство больше синхронизировано с нормами ВТО, а протоколы не подписаны всего с шестью странами. И если примут Украину, то Россию, как говорится, сам бог велел. С другой стороны, политическая ситуация в Киеве, хотя формально это не имеет отношения к области международной торговли, гораздо ближе западным переговорщикам, чем московская.
Российские переговорщики не устают повторять: «Чем скорее Украина вступит в ВТО, тем выгоднее для нас, так как это принудит ее соблюдать все международные правила в области торговли». Однако риск, что Киев попробует использовать площадку ВТО для решения собственных проблем, очень велик.
У России уже есть подобные печальные примеры. Молдова, завершив переговорный процесс, отказывается подписывать протокол, так как требует от России изменения норм регулирования алкогольного рынка. Грузия грозится отозвать свою подпись под протоколом об отсутствии разногласий отчасти из-за политических требований, отчасти из-за огромного количества поддельной хванчкары, изготавливаемой на территории России. Кстати, если Грузия действительно пойдет на такой шаг, то станет первой страной за всю историю ВТО, кто передумал в таком вопросе.
Впрочем, к этим требованиями в российской делегации относятся достаточно спокойно. Не бывшие соседи по Советскому Союзу задают тон в международной организации. Самым серьезным оппонентом России по-прежнему остаются США. Как пояснил вчера российским информагентствам торговый представитель США Роберт Портман, мы не дошли до той стадии, на которой возможно подписание соглашений.
Вера СИТНИНА, Гонконг