|
|
N°234, 15 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кино движется на восток
Французские фильмы показали на берегу Тихого океана
Во Владивостоке прошел фестиваль «Французское кино сегодня». В течение пяти лет он был прописан в декабрьской Москве, но на шестом году компания Unifrance, занятая продвижением своего национального кино по свету, посчитала, что разумно было бы изменить направление удара. Поскольку в столице французское кино уже не нуждается в специальной поддержке, а на дальних российских рубежах она, поддержка, желательна.
Выбрали Владивосток не только как один из самых крупных нестоличных городов, но и за его безусловную экзотичность для французского глаза. За океан, за живописный гористый берег, на котором, как говорят, Никита Хрущев, остановившись на обратном пути из американского турне, пообещал возвести «наш Сан-Франциско». Справиться с этой задачей получилось не вполне, но Владивосток хорош и сам по себе, без подобострастных сравнений. И насчет «нестоличности» большой вопрос.
У Владивостока амбиции «форпоста европейской культуры в азиатском регионе», как объявил французским гостям приморский губернатор Сергей Дарькин на торжественном открытии фестиваля, и услышал в ответ от посла Франции в России мсье Кадэ, что у европейской культуры в ее французском лице на наш Дальний Восток серьезные виды. Владивосток и сам в последнее время развил бурную кинематографическую деятельность, вспомнив, что «движущиеся картинки» пришли сюда всего на два года позже, чем в Париж, и вообще знаменитый оскароносец Юл Бринер из «Великолепной семерки» отсюда родом (желающим непременно покажут сохранившийся особнячок промышленников Бринеров, сбежавших от красных в Китай и далее). У Владивостока уже три года как есть свой международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», а не так давно при нем создали еще и Кинокомиссию, чтобы в кооперации с соседними странами производить фильмы. Минувшим летом южные корейцы, усилившись японскими деньгами, приехали сюда снимать эпизоды для «Тайфуна» -- блокбастера с бюджетом 18 млн долларов.
Цены, кстати, во Владивостоке вполне московские, включая цены на билеты в «долбированные» кинотеатры: роскошный «Океан», из дверей которого открывается вид натурально на океан, просил за фестивальные фильмы от 120 до 260 руб. Цифры никого не испугали -- был аншлаг. И на образцовой коммерции («Один уходит -- другой остается» Клода Берри), и на образцовом артхаусе («Скрытое» Михаэля Ханеке), и на смеси одного с другим («Время прощания» Франсуа Озона). Зрительское восприятие гей-лирики Озона во Владивостоке почему-то вызывало наибольшую обеспокоенность у французской делегации. «Это не слишком провокативно?» -- спрашивали гости у русских журналистов, и те отвечали, что вовсе даже нет. В делегацию вошли актриса Лор Дютиель, актер Даниэль Дюваль и продюсер Пьер Грюнштайн. Дютиель сыграла в «Один уходит -- другой остается», Дюваль -- в «Скрытом» и во «Времени прощания», а Грюнштайн сейчас затевает третьих «Астерикса и Обеликса» с Фредериком Форестье, автором «Крестных отцов». Ими и открылся фестиваль, что выглядело остроумной французской шуткой, поскольку Владивосток известен стране как город серьезных людей и дел. А назначение на роль «крестной мамы» получила прибывшая на открытие Ингеборга Дапкунайте. Она во французском кино не снималась, только во франко-бельгийской «Зимней жаре», но именно Дапкунайте в паре с Жоэлем Шапроном, главой делегации и человеком, ответственным в Unifrance за восточноевропейское направление, открывала шесть лет назад первую подобную акцию Unifrance в Москве.
Виталий НИКОЛАЕВ, Владивосток