Время новостей
     N°234, 15 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2005
«Лавр» за артистизм
Вручены национальные премии в области неигрового кино и телевидения
Премия «Лавр» -- единственный в России специальный конкурс неигрового кино. Конечно, есть ТЭФИ, документалистам вручают и кинематографические премии -- «Нику», «Орла», но там они на периферии внимания, а на «Лавре» -- главные и единственные.

Телевидение сегодня является основным заказчиком и потребителем документального кино, поэтому большинство фильмов, представленных на конкурс и вошедших в номинации, можно было или можно будет увидеть по ТВ. Впрочем, на премию выдвигаются в основном такие картины, для которых вряд ли найдется рейтинговое время -- поскольку каналы всегда отдают предпочтение тому, «про что», перед тем «как». Телевизионные требования сильно влияют на качество документального кино, подминая его под себя, отметая детали и находки, особенности авторского почерка, огрубляя и стандартизируя приемы. Видеоряд становится необязательным фоном к закадровому тексту, а психологические портреты героев заменяются на нарезку «синхронов». Качественное же неигровое кино телевидение не слишком любит, считая его не рейтинговым и скучным. Поэтому и среди чисто телевизионных жанров (репортаж, сериал) на премию выдвигают те картины, что скорее выламываются из типичного телеформата.

В категории «полнометражный телевизионный фильм» победила картина известного документалиста, ныне живущего в Израиле, Петра Мостового «Сцена» -- где большую часть фильма камера следит за кастингом желающих участвовать в представлениях театра-кабаре, а потом нам показывают, что из этого получилось. Казалось бы, типичный сюжет для популярных телешоу вроде «Фабрики смеха» или «Секрета успеха». Однако то, как сняты участники, как выбраны и сняты герои, доказывает, что между фабричным конвейером и ручной работой художника сохраняется огромная разница. Даже маленький фрагмент этой картины вызвал у присутствующих сильное желание ее посмотреть. К счастью, фильм действительно скоро можно будет увидеть на канале «Культура». Вообще же каналов, готовых показывать авторское кино, сейчас крайне мало, поэтому специальный приз был вручен руководителю канала ТВЦ Олегу Попцову -- как сказал получавший диплом за своего начальника документалист Михаил Дегтярь -- за смелое разрешение показать документальное кино.

«Лавр» не только едва ли не единственный способ привлечь общественное внимание к искусству неигрового кино, но один из редких случаев для профессионалов сверить собственные критерии и амбиции с мнением сообщества. Поэтому участников «Лавра» становится все больше. В этом году на конкурс было представлено 300 фильмов. В финал вышло всего около 30 -- и можно предположить, что это наиболее яркие и самые нестандартные картины. Но и среди этих избранных фильмов, распределенных на десять не слишком ясных номинаций, есть особая категория, которую в этом году обозначили как «арткино». Ведущая церемонии Ирина Петровская и учредитель номинации Эдуард Сагалаев пытались объяснить собравшимся, что это значит: «не кино про искусство», как подумали многие, а скорее кино «не для всех»... Пожалуй, правильнее было бы расшифровать определение как артистическое, то есть художественное неигровое, кино, те фильмы, где явно выражено авторское отношение к миру. В этом году в номинации артфильмов конкурировали три работы.

«Фрида на фоне Фриды» художницы Наталии Назаровой участвовала в конкурсе еще в двух номинациях -- телевизионный фильм (короткий метр) и дебют, в последней она и получила свой приз. Рассказ о художнице Фриде Калло подан ярко, насыщенно, в традиции произведений героини: основным его материалом стали картины, коллажи и фотографии, на фоне которых крутая мелодрама ее жизни кажется совершенно органичной.

Премию за лучший артфильм (кстати, единственную денежную) в этом году разделили два других номинанта. Один из них -- фильм «Под открытым небом» режиссера из Армении Армана Ерицяна -- был признан также лучшим среди короткометражных телевизионных фильмов. История двух бомжей, лирическая и трогательная: он -- бывший музыкант, она -- бывший журналист, сейчас живут на улицах в Ереване, кормят собак, пьют водку, читают друг другу книги, болеют, потом умирают... -- некоторых задела до раздражения, но у большинства вызывает слезы жалости и сочувствия. Фильм снят так, что его можно было бы принять за игровой -- так свободны и естественны в проявлениях своих чувств его персонажи.

Второй лауреат -- «Дикий, дикий пляж. Жар нежных» Александра Расторгуева -- авторская версия 12-серийного фильма, сделанного для канала ТНТ, никогда не был и вряд ли будет показан по телевидению: слишком много грубой и неприкрашенной жизни лезет из каждой сцены этого жесткого произведения. Пляжная жизнь его героев, совершенно настоящих, подлинных наших сограждан, со всеми своими мифами, страхами, комплексами и реальными телами выпущенных на экран, не может не шокировать. Но также не может и не восхищать мастерство его авторов, сумевших так точно, объективно и трезво эту жизнь запечатлеть, не стряхнув с нее живого божественного света, одухотворяющего равно и великих и малых, и красивых и уродливых. Оператор этого фильма Эдуард Кечеджиян заслуженно был признан «Лавром» лучшим в профессии.

Сама церемония прошла как обычно -- в дружеской обстановке. Для развлечения присутствующих, по какому-то обязательному и непонятно кем придуманному правилу, вскрытие конвертов и представление фильмов-претендентов перемежалось музыкальными номерами -- группа «Ногу свело» визжала поросенком, предлагая публике, в основном среднего и старшего возраста, в этом тоже поучаствовать. Кажется, что куда уместней на подобной церемонии было бы полнее показать фильмы участников: зачем смешивать искусства и одно полагать украшением другого? Но, впрочем, возможно, что и песни модной группы, и выступления ансамбля пантомимы перед объявлением номинаций зачем-то нужны -- хотя, честное слово, фестиваль лауреатов «Лавра» на каком-нибудь телеканале был бы куда более действенным способом прилечь внимание к кино, которое видит жизнь в упор.

Алена СОЛНЦЕВА