|
|
N°165, 11 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закрытие Америки
Российские алюминщики уменьшают объемы экспорта в США
Падение мировых цен на алюминий заставляет российских производителей переориентировать экспортные поставки этого металла. Вместо того чтобы продавать алюминий в США, российские компании вынуждены наращивать экспорт в Азию и Европу.
По данным Metal Bulletin, за первое полугодие Россия экспортировала в США 159,7 тыс. т первичного алюминия, что на 62% меньше, чем за аналогичный период 2000 года. Общий объем импорта «крылатого металла» в США, как сообщает Metal Bulletin, снизился за это же время на 9,6%, а экспорт алюминия из России, по данным ГТК, -- на 6%.
Крупнейший российский производитель алюминия -- «Русский алюминий» -- не сообщает, какой объем металла поставляется на североамериканский рынок. Другой крупный игрок -- Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ) -- объявил, что собирается в нынешнем году (как и в прошлом) экспортировать в США 24 тыс. т металла. На долю «Русала» и СУАЛа приходится свыше 90% выплавляемого в России алюминия. С учетом крайне низких объемов поставок в США СУАЛом остается предположить, что именно «Русал» поставляет львиную долю алюминия в Северную Америку.
США -- крупнейший потребитель алюминия в мире. Поэтому, на первый взгляд, сокращение импорта и, соответственно, потеря позиций на американском рынке не выгодны российским компаниям. Тем более что в первом полугодии сложилась благоприятная ситуация для увеличения объемов поставок первичного алюминия на рынок США: из-за энергетического кризиса американские алюминиевые компании были вынуждены остановить ряд заводов общей производительностью 1,62 млн т металла в год.
Но воспользоваться благоприятной ситуацией российским алюминиевым компаниям помешало замедление темпов развития мировой экономики и ухудшение конъюнктуры на мировом рынке цветных металлов. В результате объем потребления алюминия в США, по данным исследовательской компании Brook Hunt, снизился в первом полугодии этого года на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года -- с 3265 тыс. до 2980 тыс. т. Аналогичная ситуация наблюдалась и во многих других странах. Снижение спроса вызвало падение мировых цен на цветные металлы. Еще в январе котировки алюминия на Лондонской бирже металлов превышали отметку 1700 долл. за тонну. С конца июля они колеблются в диапазоне 1350--1400 долл. за тонну. При этом другой важный показатель, объем металла на складах биржи, за первое полугодие вырос в 2 раза -- с 328 тыс. до 654 тыс. т.
В условиях снижения мировых цен российским компаниям становилось труднее конкурировать на рынке США с американскими производителями. Транспортные издержки у российских компаний в несколько раз выше, чем у местных. Немаловажным фактором в уменьшении экспорта алюминия в США, по словам экспертов, является также то, что российские металлурги практически не имеют прямых контрактов с американскими потребителями алюминия, продавая свою продукцию за Атлантикой через трейдеров. Руководитель пресс-службы СУАЛа Алексей Гончаров подтвердил эти сведения. Представители «Русала» не стали отвечать на вопрос о том, каким образом осуществляются поставки алюминия в США.
Впрочем, в самих компаниях не делают трагедии из снижения объемов поставок алюминия в США, считая это временным явлением. По данным Brook Hunt, потребление алюминия в США начнет расти уже с последнего квартала нынешнего года. К тому же, как говорит начальник управления стратегического развития «Русала» Кирилл Петровский, российские производители алюминия делают ставку на географическую диверсификацию, уделяя серьезное внимание поставкам своей продукции в Европу и Азию. По словам Алексея Гончарова, в Европу СУАЛ экспортирует до 65% первичного алюминия и алюминиевых сплавов, в Азию -- 25% от общего объема экспорта.
Переориентацию экспорта российских алюминиевых компаний на рынки Европы и Азии считают обоснованной и в некоммерческом партнерстве «Алюминий» (занимается исследованиями рынка). По словам директора по анализу и информации НП «Алюминий» Галины Стельмаковой, экспорт алюминия из России в США снижается на протяжении пяти лет. Если в 1996 году в США было поставлено 702 тыс., то в 2000-м -- 557 тыс. т металла. В то же время растут продажи в Азию, в том числе и Китай: с 959 тыс. до 1118 тыс. т и с 2 тыс. до 357 тыс. т соответственно. Китай -- очень перспективный рынок. «Это единственная в мире страна, которая показывает на протяжении нескольких лет среднегодовой рост ВВП не менее 12%. При этом потребление алюминия на душу населения в Китае составляет всего 2 кг, тогда как в развитых странах этот показатель равен 25--30 кг», -- говорит г-жа Стельмакова. Сегодня Китай -- второй по величине потребитель алюминия в мире. Если потребление алюминия здесь достигнет хотя бы половины от уровня развитых стран, то рынок Китая сравняется с американским.
Дмитрий СИМАКОВ