|
|
N°233, 14 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Роскошь в черных тонах
Американские миллионеры недовольны своим имиджем в прессе
По-видимому, проблемы наших больших и малых олигархов и американских миллионеров не столь различны, как принято считать. И те, и другие страдают от того, что их имидж, создаваемый средствами массовой информации, оказывается в основном негативным. В нашей прессе долгое время считалось хорошим тоном перепечатывать как аксиому утверждение, что ни одно крупное состояние не было нажито честным путем. А вот британская «Файнэншл таймс» утверждает, что 69% богатейших людей Америки полагает, что СМИ рисуют миллионеров прежде всего в негативных тонах. 62% считают, что они подвергаются нападкам в прессе.
Моду на бичевание магнатов в российских средствах массовой информации можно объяснить разными причинами. Кто-то скажет, что мешают традиции российского общества, якобы привыкшего к уравниловке, другие вспомнят, что эпоха жестокого первоначального накопления капитала в нашей стране закончилась не так уж давно. Но куда более любопытно, что подобные проблемы с формированием положительного образа богача возникают и в Америке, стране, в которой, как принято считать, личное благосостояние поднято до уровня общенационального культа. Вдобавок стоит отметить, что для нашей страны «обычный миллионер» (по крайней мере долларовый) -- птица не такая уж частая, да и ведет он себя чаще всего осторожно и по возможности лишний раз на улицу не высовывается. США, наоборот, являются мировым лидером по количеству богачей. По прошлогодним подсчетам, в Америке проживало 7,5 млн миллионеров (другими словами, из 37 американцев один -- миллионер). Кстати, богачей в американском обществе наверняка куда больше, чем тех же работников СМИ, чьи опусы так не нравятся миллионщикам.
«Файнэншл таймс» приводит слова одного из руководителей социологического опроса Джима Тейлора, который утверждает, что, по мнению опрошенных, в прессе доминируют образы таких мультимиллионеров, как Дональд Трамп или Пэрис Хилтон. Это, конечно, персоны весьма яркие, но достаточно неоднозначные. С другой стороны, Тейлор отмечает, что большинство респондентов (81%) сколотило свое состояние лишь в последние 15 лет. Из этого можно сделать вывод, что ценностные установки основной массы американских богачей формировались еще до того, как их банковский счет распух от многочисленных нулей. Другими словами, нынешний «среднестатистический миллионер» в США -- это просто хороший бизнесмен, который сам своими руками построил весьма успешную финансовую карьеру. «Они ненавидят слово «роскошь», поскольку их социальный слой представляет собой триумф среднего класса», -- отмечает Тейлор.
Тем не менее эти нувориши, реализовавшие пресловутую «американскую мечту» (кстати, в среднем каждый из 500 опрошенных богачей "стоит" 28 млн долл.), столкнулись с неприятно поразившей их предубежденностью прессы. Как и у нас, СМИ в Америке не готовы рисовать положительный образ миллионера. Впрочем, иногда журналистов можно понять: тот же Дональд Трамп, сколотивший миллиарды на застройке Нью-Йорка, едва не потерявший все из-за гигантских долгов, женившийся на красавицах спортсменках и супермоделях, -- куда более интересный объект для описания, чем старательный предприниматель, начинавший обычным клерком, протерший до дыр не одну пару костюмных брюк и внешне мало чем отличающийся от миллионов таких же невзрачных белых воротничков.
Владимир ДЗАГУТО