|
|
N°233, 14 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суд по квоте
В Москве начинается очередной «рыбный» процесс
В Тверском райсуде Москвы сегодня должно начаться рассмотрение по существу очередного уголовного дела в отношении бывших руководителей Госкомрыболовства (ГКР). Это ведомство, упраздненное в прошлом году (вместо него создано Федеральное агентство по рыболовству при Минсельхозпроде), практически все время его существования преследовали громкие криминальные скандалы. В разное время их «героями» стали бывшие глава комитета Юрий Синельник, его заместитель Михаил Дементьев, начальник одного из управлений Михаил Куманцов. А в прошлом году был осужден другой зампред ГКР Юрий Москальцов. На этот раз на скамью подсудимых попали еще один бывший замглавы Госкомрыболовства Александр Тугушев, его помощник Владимир Чекунов, а также их предполагаемые сообщники -- гендиректор ФГУП «Дорожная инфраструктура и сервис» Андрей Лысков и экс-руководитель управления непроизводственной сферы Минимущества РФ Ленар Зинатулин.
Все они обвиняются в получении 3,7 млн долл. от представителя дальневосточной компании в обмен на обещание выделить квоты на добычу биоресурсов. Однако поскольку, по версии следствия, на самом деле никаких квот чиновники выделять не собирались, то им вменили не взятку, а мошенничество.
В поле зрения сотрудников департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД чиновники Госкомрыболовства попали в феврале 2004 года, когда к ним обратился совладелец хабаровской рыболовецкой компании ООО «Полукс» Сергей Александров. Он рассказал, что в октябре--декабре 2003 года в несколько приемов передал чиновникам взятку в 3,7 млн долл., за что ему обещали выдать пятилетнюю квоту на вылов биоресурсов общим объемом 50 тыс. тонн. Однако в начале 2004 года его компания получила разрешение на вылов только 7 тыс. тонн биоресурсов.
Г-н Александров рассказал, что дать взятку был вынужден, чтобы не потерять свой бизнес. В поисках заветных квот на вылов морепродуктов в разное время он познакомился с Зинатулиным и Лысковым, которые и свели бизнесмена с г-ном Тугушевым. А тот, по словам г-на Александрова, «замкнул» его на своего помощника Чекунова, который уже и вел все переговоры. По версии следствия, именно он, ссылаясь на Тугушева, пообещал бизнесмену в обмен на «благодарность» выделить квот столько, сколько нужно, а если тот откажется, то компания потеряет бизнес. Эту фразу следствие расценило как «фактическую угрозу для бизнеса компании «Полукс» и возбудило в отношении чиновников уголовное дело о мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки.
Оперативники поставили на прослушивание телефоны подозреваемых и вскоре записали очень важный для следствия разговор между Александровым и Чекуновым. В ходе беседы бизнесмен требовал либо предоставить ему обещанные квоты, либо вернуть деньги. После долгих раздумий чиновники решили отдать деньги, только не все сразу, а частями. Сначала договорились вернуть 100 тыс. долл., но в течение дня чиновники якобы не смогли собрать эту сумму и передали Александрову только 70 тыс. долл. Больше денег от них не последовало.
Все это время -- с февраля по июнь 2004 года -- сыщики разыскивали фирмы и банки, через которые прошли злополучные 3,7 млн долл. В результате следствию удалось установить, что деньги были переданы частями. Сначала в октябре 2003 года, по версии следствия, Зинатулин получил наличными 300 тыс. долл. В начале декабря на счет подставной компании в одном рижском банке поступило 1,5 млн долл. Как установило следствие, реквизиты банка Александрову передал тот же Зинатулин. Правда, кто их обналичил, выяснить не удалось. А в конце декабря Александров, по версии обвинения, передал оставшиеся 1,9 млн долл. лично Зинатулину и Лыскову.
Следствие посчитало, что собранных доказательств достаточно, и 2 июня 2004 года в квартирах, коттеджах и в рабочих кабинетах всех четырех чиновников было проведено одновременно 14 обысков. Но к разочарованию сыщиков результатов это не принесло. Только в коттедже г-на Тугушева (на тот момент он возглавлял уже ликвидационную комиссию ГКР) они изъяли 980 тыс. руб. и 30 тыс. долл. «Наличие такой крупной суммы денег у г-на Тугушева в общем-то неудивительно, -- рассказали «Времени новостей» в прокуратуре Москвы. -- Ведь до вступления на пост замглавы ГКР он занимался рыболовецким бизнесом, который, надо сказать, и сейчас идет очень неплохо». В прокуратуре сообщили, что обвиняемые в ходе расследования не признали своей вины и вообще отрицают сам факт получения денег. Все время следствия Тугушев, Чекунов, Зинатулин и Лысков оставались в СИЗО.
Сам же г-н Тугушев, как рассказала его адвокат Александра Алитовская, хоть вины не признал, но подтвердил факт шапочного знакомства с пострадавшим г-ном Александровым. Его г-ну Тугушеву однажды рекомендовали через друзей, и то только для того, чтобы дать дельный совет. «На мой взгляд, как следует из материалов дела, заявители не слишком добросовестные люди, -- отметила г-жа Алитовская. -- Дело в том, что г-н Александров так и не пояснил на следствии, откуда у него взялись те самые 3,7 млн долл. И после заключения устной сделки он якобы перевел все деньги на зарубежный счет, откуда они были, видимо, обналичены. Это доказывает, что эти деньги не были в Москве. У следствия нет никаких данных, что Тугушев получал деньги, что кому-то что-то обещал, вел переговоры. И вообще, мне не понятно, почему все дело построено только на показаниях потерпевших. Я считаю, что к ним нужно относиться очень осторожно. К тому же и свидетели, а их по делу проходит более 70 человек, ни разу не изменили на следствии свои показания, что г-н Тугушев их ни о чем не просил и ничьи интересы на получение квот не лоббировал. Таким образом, я считаю, что в деле нет никаких объективных доказательств. Мой доверитель и сам на следствии неоднократно заявлял, что это дело заказное».
Екатерина КАРАЧЕВА