|
|
N°233, 14 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У Шредера зазвонил телефон
Экс-канцлер Германии пока не знает, за какую зарплату будет трудиться
Экс-канцлер Германии Герхард Шредер отреагировал на критику в связи с его назначением на пост главы комитета акционеров North European Gas Pipeline Company (NEGPC) -- российско-германской компании по строительству Северо-Европейского газопровода. Причем Шредер воспользовался безотказной формулой о том, что лучшая защита -- нападение. Во вчерашнем номере выходящей в Мюнхене Sueddeutsche Zeitung он рассказал, как получил приглашение на работу, и пригрозил клеветникам судебными преследованиями.
«Со стороны политиков и массмедиа в мой адрес распространяется много чепухи», -- заявил экс-канцлер. По словам Шредера, ему до сих пор не ясно, ни в каком составе будет работать комитет акционеров NEGPC, ни какое вознаграждение он за это будет получать. Высокая должность в проекте строительства СЕГ, признался Шредер, свалилась на него самого как снег на голову: в прошлую пятницу (то есть непосредственно в день, когда глава «Газпрома» Алексей Миллер после церемонии сварки первого стыка СЕГ под Череповцом объявил об участии экс-канцлера в проекте) ему позвонили «с русской стороны» и предложили должность главы комитета акционеров. Имя звонившего близкий личный друг российского президента Путина называть отказался. Однако очевидно, кто мог совершить такой звонок.
В ходе телефонного разговора экс-канцлер поставил, по его словам, главное условие: необходимо согласие обеих немецких компаний -- участниц консорциума -- E.ОN и BASF. Далее, рассказал Шредер, спустя совсем короткое время ему позвонили руководители этих немецких концернов и попросили принять участие в проекте. У бывшего канцлера нашлись и личные причины для того, чтобы встать у руля крупномасштабного российско-германского газового проекта. «В прошлом я поддерживал этот проект, -- отметил он, -- потому что я считаю его целесообразным».
«О деньгах вообще не говорили», -- признался Шредер. При этом он убежден, что будет получать «обычную компенсацию за труд». Называвшиеся ранее в немецкой печати суммы годового жалованья главы NEGPC колебались от 200 тыс. до 1 млн евро. Эти цифры, заявил Шредер, «полностью надуманны и слишком высоки».
Между тем, как выяснил корреспондент «Времени новостей», в среднем по Германии глава среднестатистического наблюдательного совета зарабатывает 198 930 евро в год. А вот какие годовые зарплаты получают главы наблюдательных советов некоторых крупных немецких компаний: Allianz - 228 560 евро, HypoVereinsbank - 130 000 евро, BMW - 279 000 евро, Volkswagen - 247 000 евро, Schering - 311 300 евро. В рамках такого «коридора» находятся и годовые вознаграждения председателей наблюдательных советов обеих немецких компаний -- акционеров фирмы по сооружению СЕГ: E.ON Ruhrgas - 354 390 евро и BASF - 250 000 евро.
Видимо, сам Шредер на столь высокие собственные заработки в NEPGC не рассчитывает. По этой причине его адвокат Михаэль Хассельхауфф обещал в ближайшие дни истребовать от некоторых газет в судебном порядке соответствующие опровержения.
Но не менее важно, видимо, и другое заслуживающее внимания сугубо частное обстоятельство: «Мне всего лишь 61 год, и я хочу работать. Я не хочу дома целыми днями морочить голову своей жене».
Тем временем в Германии нашли аргументы в пользу нового назначения Герхарда Шредера. «Если бывший канцлер использует свою новую работу для того, чтобы следить за соблюдением немецких интересов при распределении энергии, то в этом нет ничего плохого», -- уверен глава крупнейшего и наиболее влиятельного профсоюза Verdi Франк Бзирске. А статс-секретарь российского Минэкономразвития Андрей Шаронов вчера заявил журналистам, что назначение Шредера будет способствовать "интернационализации газопровода". «На мой взгляд, это позитивный факт, который убивает сразу несколько зайцев», -- цитирует слова г-на Шаронова Прайм-ТАСС. По мнению чиновника, назначение крупных политических фигур на посты в компаниях является распространенной международной практикой, которая повышает доверие к компании и в целом к корпоративной политике государства.
Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев вчера пояснил в Берлине местным журналистам, что пока не решено, какой суммой будет оплачиваться работа Шредера. Поэтому, сказал он, можно исходить из того, что Шредеру это также неизвестно. Зампред правления «Газпрома» высказал предположение о том, что за критикой назначения Шредера скрывается стремление определенных кругов в Германии торпедировать этот проект: "Истерия в общественной дискуссии служит лишь поводом для того, чтобы торпедировать проект".
Решение о назначении Герхарда Шредера руководителем проекта по строительству СЕГ Медведев обосновал "вовлечением Европы в строительство Северо-Европейского газопровода". К этому процессу, отметил он, относится и «установление контактов с органами Европейского союза». «Лучшего кандидата и найти было бы невозможно», -- заявил Медведев. Что же касается скоропалительности назначения, которая не принята в среде крупного европейского бизнеса, Александр Медведев сказал: "У нас нет времени ждать еще полгода".
Юрий ШПАКОВ, Берлин