|
|
N°165, 11 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Египтяне продали «Туполева» в Китай
В ходе визита китайского премьера Чжу Жунцзи в Россию подписан контракт на покупку самолетов Ту-204-120С с моторами и бортовой электроникой транснациональных компаний Rolls-Royce и Honeywell соответственно.
По соглашению, заключенному в 1996 году, эксклюзивное право на маркетинг этой модификации принадлежит компании с египетским капиталом Sirocco Aerospace. Вчера на пресс-конференции по поводу сделки ждали египетского миллионера Ибрагима Камеля (владельца Sirocco), генерального директора АО «Авиаэкспорт» Филиппа Мясникова и президента АО «Туполев» Игоря Шевчука. Однако появился лишь президент Sirocco Томас Смит, сообщивший, что остальные руководители как раз в ту минуту беседовали с представителями авиакомпаний China South West и China North West. Китайцы сделали твердый заказ на пять Ту-204 в грузовом варианте и выразили намерение позже купить («взяли опцион», как говорят в этом бизнесе) еще десять таких же пассажирских или грузовых машин. Общую стоимость контракта, включая опционы, Смит оценил примерно в 500 млн долл. Первая машина должна быть поставлена к началу 2003 года.
Ту-204 собирают на ульяновском заводе «Авиастар». В 1996 году, когда это предприятие лежало в глубокой коме, Ибрагим Камель вложил деньги в разработку модификации Ту-204-120 с западными моторами. В обмен он получил право на мировой маркетинг этой машины, который до сих пор был не слишком успешен. Самолеты (четыре штуки) были поставлены лишь компании Air Cairo, принадлежащей самому Камелю. Вчера Смит объявил, что сделка с китайцами -- «самая хорошая новость в нашей программе за пять лет». Примечательно, что Китай не берет новые «тушки» в лизинг, а платит за них по факту.
Смит выразил надежду, что сделка «станет поворотным пунктом к возрождению российской авиапромышленности». «Российским продуктом» Ту-204-120 можно считать лишь с натяжкой. Не менее двух третей его стоимости приходится на импортные компоненты. Тем не менее пресс-секретарь АО «Авиастар-СП» (в котором сосредоточены самолетостроительные мощности ульяновского завода) Александр Савостьянов вчера подтвердил корреспонденту газеты «Время новостей», что заводу «в общем все равно, под какие двигатели строить самолеты -- под российские или под западные».
Михаил КУКУШКИН