|
|
N°165, 11 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Финишная прямая в Китай
ЮКОС готов экспортировать нефть в КНР 25 лет
Россия и Китай подписали в субботу генеральное соглашение о строительстве нефтепровода длиной 2400 км, который соединит две страны. Стоимость новой трубы оценивается в 1,7 млрд долл. Соглашение подписали Минэнерго РФ, Госплан КНР, Китайская национальная нефтегазовая корпорация, российские компании «Транснефть» и ЮКОС. Глава пекинского представительства ЮКОСа Сергей ПРИСЯЖНЮК разъяснил корреспонденту газеты «Время новостей» Олегу ЧЕРНИЦКОМУ смысл подписанного документа.
-- В чем заключается роль ЮКОСа в соглашении с Китаем?
-- Российское правительство назначило двух операторов проекта строительства нефтепровода из России в Китай -- ЮКОС и «Транснефть». Я не могу сказать, кто из них главный. У каждого своя сфера деятельности. Во всяком случае когда шла речь о подготовке документов, ЮКОС отвечал за вопросы коммерческие, а «Транснефть» -- за технические.
-- Что значит коммерческие вопросы?
-- ЮКОС гарантирует поставку нефти и финансирование. Впрочем, финансирование будет осуществляться не только ЮКОСом, но и другими российскими нефтяными компаниями, которые захотят поставлять нефть в Китай. По поводу финансирования должно быть принято отдельное решение, и подписанное соглашение позволяет такое решение принять. Есть идея создать консорциум из компаний, которые дадут долгосрочные гарантии по поставкам определенных объемов нефти в Китай и согласятся инвестировать деньги в строительство нефтепровода.
-- Эти компании-поставщики получат долю в предполагаемом консорциуме?
-- Может быть. Но конкретное обсуждение начнется позже с участием Министерства энергетики, которое координирует всю работу по проекту. Соглашение создает почву для этих обсуждений.
-- Ранее Россия и Китай неоднократно вели переговоры о нефтепроводе и подписывали разнообразные документы. В чем отличие нынешнего соглашения?
-- Это финальный документ, а все остальные только вели нас к этому финалу. Ранее были подписаны соглашения о подготовке технико-экономического расчета, соглашения, касающиеся коммерческой части поставок, в том числе формулы цены. Это были этапы. Теперь у нас все понятно: 10 месяцев на обоснование инвестиций, 10 месяцев на проектирование, какое-то время на утверждение документов и затем начало строительства.
-- В соглашении определена дата начала строительства?
-- Июль 2003 года. Завершение строительства намечено на конец 2005 года.
-- Насколько известно, российскую часть трубы строят российские компании, а китайскую -- китайские. Нет ли опасности, что две стороны не состыкуют эти два кусочка вовремя?
-- Во-первых, будет общий проект, единый для обеих сторон. Во-вторых, не исключается возможность создания российско-китайского консорциума, который будет строить всю трубу целиком. Проблем, что какие-то части не сойдутся, у нас нет.
-- Китайские компании, которые нуждаются в российской нефти, войдут в число акционеров предполагаемого российского консорциума по строительству нефтепровода?
-- Сейчас есть два варианта. Либо отдельный консорциум на российской территории и отдельный консорциум или оператор на китайской территории, либо единый российско-китайский консорциум с привлечением третьих стран. Этот вариант записан в соглашении и будет обсуждаться.
-- Кто из российских компаний проявил интерес к участию в строительстве китайской трубы?
-- Все основные нефтяные компании проявили. ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз». Но нам предстоит еще серьезное обсуждение. Ведь одно дело -- проявлять интерес и совсем другое -- давать обязательные гарантии по поставкам нефти.
-- Подписанное соглашение обязывает Россию построить нефтепровод в Китай?
-- Нет. Это обязательство двигаться в данном направлении.
-- Предстоит подписать новые документы?
-- Конечно. Надо подписать контракт на поставку нефти. Это огромный проект, по которому в течение 25 лет Россия поставит в Китай 700 млн т нефти. По 20 млн т в год в течение 2005--2010 годов и по 30 млн т в год в течение 2010--2020 годов. Это будет контракт между компаниями, но поскольку он грандиозный, то, видимо, потребуются государственные гарантии.
-- Сообщают, что труба будет стоить 1,7 млрд долл. Какая часть этих затрат приходится на Россию?
-- Это сумма строительных затрат. С точки зрения расстояний российская часть в два раза длиннее китайской: по России -- 1600 км, а по Китаю -- 800 км. Поделить затраты по километрам, наверное, несправедливо из-за разной стоимости одних и тех же работ в наших странах. Точные цифры появятся в технико-экономическом обосновании.
-- Ранее ЮКОС жаловался, что ему не удается согласовать цену продажи нефти в Китай. Этот вопрос решен?
-- Да. Цена согласована. В формуле расчета цены учитываются котировки нескольких главных мировых сортов нефти. Котировки американской нефти WTI в формуле не учитываются, ну а подробности узнают лишь участники консорциума.
-- Продажи нефти в Китай будут выгоднее, чем продажи, например, в Литву?
-- Цена продаж в Китай будет сопоставима с ценой экспорта российской нефти в Европу.
-- Сообщают, что соглашение касается нефтепровода Ангарск--Дацин, а «Транснефть» ранее заявляла о предпочтительности трубопровода Ангарск--Находка. В подписанном соглашении маршрут определен окончательно?
-- Обоснование затрат будет делаться по обоим вариантам, а победит сильнейший. Если вариант с Находкой окажется предпочтительнее, то в Китай будет поступать только часть от общих объемов экспортируемой нефти. В деталях эта ситуация с Китаем не обсуждалась.
Беседовал Олег ЧЕРНИЦКИЙ