|
|
N°232, 13 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крах «Фабрики мечты»
Paramount покупает у Спилберга DreamWorks
В воскресенье закончились переговоры о покупке кинокомпанией Paramount Pictures, одним из главных голливудских мейджоров, студии DreamWorks SKG, больше известной как Студия Стивена Спилберга. Вообще-то у Спилберга есть по-настоящему своя студия -- Amblin, которую он создал еще в 1981 году. На ней были сняты все его хиты 80-х: «Инопланетянин», трилогия об Индиане Джонсе и даже первый «Парк юрского периода». Но одно другому не мешает, и в титрах любой картины можно насчитать до пяти производящих компаний. К тому же Amblin -- компания независимого типа, а Спилбергу с его талантом, размахом и продюсерским чутьем требовалась империя. Такая, какую создал его друг Джордж Лукас, не потерявший ни цента прибыли от «Звездных войн» и ставший главным поставщиком спецэффектов в мире. Поэтому DreamWorks -- «Фабрика мечты» -- должна была осуществить мечту Спилберга о мировом господстве в сфере кино, ТВ и развлечений.
Впрочем, кроме Спилберга были у компании и совладельцы, имена которых для Америки звучат не менее громко. Это гениальный производственник, финансовый гений и миллионер Дэвид Геффен, сколотивший себе состояние на музыкальном шоу-бизе. Его звукозаписывающая компания (ныне не существующая) знаменита тем, что в 1980-м подписала последний контракт с Джоном Ленноном, а уже в 1990-м ее архивы и все прочее было продано Геффеном за 2,6 млрд долл. Второй участник, Джерри Катценберг, оказался в кресле главы такого гиганта, как Walt Disney, уже в 34 года. Просидев в нем семь лет, приблизительно в то же время, когда Геффен продал свой бизнес, Катценберг с оглушительным скандалом ушел из Disney. Их обоих увлек Спилберг идеей создать собственное производство и конкурировать с большими студиями.
Через три года троица объявила о создании DreamWorks -- «новой студии, производящей фильмы по ценам ниже, чем у мейджоров». Этим смелым намерением, если не вдаваться в анализ финансовых годовых отчетов и обманутых ожиданий бокс-офиса, и объясняется, по-видимому, крах корпорации, состоящей на сегодняшний момент из 16 подразделений, где помимо кино и анимации числятся радио, ТВ, Интернет, звукозапись, цифровые технологии, дистрибуция и производственные услуги по всем вышеуказанным позициям. Кинопроизводство, как и все прочее, с каждым годом только дорожает. Поэтому строить финансовую политику на дешевизне -- все равно, что возводить замок из песка или коммунизм к 1980 году.
Сам Спилберг, который, естественно, стал первым и главным режиссером DreamWorks, снимает по преимуществу крупнобюджетные картины, которые далеко не всегда становятся прибыльными. Один из его первых фильмов, произведенных студией, «Амистад», снятый, условно говоря, по законам арт-хауса, тут же провалился в прокате и у критики. Конечно, DreamWorks быстро сменила ориентацию и начала ковать блокбастеры. И постепенно скатывалась в долговую яму, потому что изменить систему наращивания бюджета и последующей гонки за зрительским долларом не могла. В качестве финансовой подмоги и борьбы с продукцией Walt Disney студия создала производство цифровой анимации, триумфально начатое «Шреком». Однако уже следующие проекты -- «Подводная братва» и «Мадагаскар» -- показали, что шар в одну лузу попадает не всякий раз. Так что анимационная студия, созданная в 2002 году, была продана еще раньше. К новым хозяевам DreamWorks перейдут только права на фильмы, не законченные в производстве, в частности на третий «Шрек».
Преданные гласности условия нынешней сделки таковы. Общая сумма предложения со стороны Viacom составляет 1,6 млрд долл. (причем борьбу за DreamWorks она выиграла у NBC Universal -- подразделения General Electric Co., которое вело переговоры с киностудией около двух лет). Значительную часть этой суммы -- 774 млн долл. -- получат Стивен Спилберг, Дэвид Геффен и Джеффри Катценберг. Остальное пойдет на покрытие долговых обязательств DreamWorks, составляющих на сегодня 826 млн долл. По итогам сделки в распоряжение Paramount перейдет также телевизионное подразделение студии, где снимаются популярные сериалы. Слияние обещают завершить в первом квартале 2006 года.
Помимо раскрученного бренда DreamWorks сохранит еще и главный признак своей независимости -- прежнее руководство. Так, Спилберг останется главным продюсером и директором студии, Геффен продолжит выполнять обязанности председателя совета директоров компании, а Катценберг по-прежнему будет занимать кресло директора анимационной студии DreamWorks Animation SKG Inc.
Чтобы компенсировать инвестиции, Paramount намерена сразу же после вступления договора в силу начать продажу фильмотеки DreamWorks (где есть и «Красота по-американски», и «Гладиатор», и много другого), которую специалисты оценивают от 850 тыс. до 1 млрд долл. То есть Paramount -- вернее, владеющий компанией медиагигант Viacom Inc. -- вернет все свои затраты. Поскольку продавать фильмотеку они, естественно, не собираются конкурирующим компаниям. Их задача -- найти на этот лакомый кусок покупателя со стороны и вдобавок заключить с ним контракт о процентной ставке, которую станет получать Paramount от дистрибуции картин. Зачем эта сделка вообще была нужна Paramount, понятно: у одной из старейших компаний-мейджоров тоже не очень хороши финансовые показатели. Свежая кровь и огромные производственные мощности позволят ей начать новый этап борьбы за сферы влияния. Правда, все запутывает еще одна подробность: у DreamWorks уже давно налажены отношения с другим гигантом-мейджором, компанией Universal, а Спилберг даже состоит там в совете директоров. Так что вся сделка между Paramount и DreamWorks вкупе с дальнейшими шагами больше всего похожа на перекрестное опыление, что лишний раз доказывает: описывать сложившуюся в терминах «мейджор» и «независимая студия» систему голливудского производства на самом деле невозможно. Независимость в русском языке имеет преувеличенно революционную окраску. В Голливуде это всего лишь попытка нового игрока сорвать банк.
Ирина ЛЮБАРСКАЯ, Денис УВАРОВ