Время новостей
     N°232, 13 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.12.2005
Расовая зачистка на пляже
В Австралии бьют лиц ближневосточной национальности
Вчера премьер-министр Австралии Джон Говард призвал жителей страны к этнической и религиозной терпимости. Он назвал неприемлемыми "нападения на людей по причине расовой и этнической розни". Заявления премьера стали ответом на беспорядки, охватившие в воскресенье Сидней.

Все началось с нападения на двух спасателей на сиднейском пляже Кроналла, совершенное предположительно выходцами с Ближнего Востока. Этот пляж пользуется популярностью среди мусульманской молодежи, населяющей расположенные по соседству западные и южные пригороды Сиднея.

После этого пятитысячная толпа, скандируя "Долой ливанцев!" и "Оззи, Оззи, Оззи!" (сленговое название австралийца), двинулась на пляж, нападая на каждого, кто хотя бы отдаленно походил на араба. Потом беспорядки перекинулись на другие районы Сиднея. Там мусульманская молодежь стала крушить автомобили, ножевое ранение получил белый австралиец. Порядок был восстановлен лишь после вмешательства спецподразделений полиции. Однако ближе к вечеру беспорядки в пригородах Сиднея возобновились.

События в Сиднее напомнили о недавних драматических событиях в пригородах Парижа. Ученый секретарь Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Вячеслав Амиров в беседе со «Временем новостей» заметил, что современная этническая палитра Австралии формировалась по-иному, нежели во Франции. Наплыв мусульманского населения начался после второй мировой войны, когда в Австралии возникли крупные общины египтян, ливанцев, других выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока, селившихся в таких крупных городах, как Сидней и Мельбурн. Однако, по словам эксперта, речь шла о "достаточно обеспеченных представителях среднего класса, способных вписаться в социально-политические и экономические реалии страны".

Тем не менее в последние годы антимусульманские настроения в Австралии заметно укрепились. Собеседник "ВН" связывает это в первую очередь с террористической угрозой со стороны исламских экстремистов. Ведь среди жертв кровавых терактов на индонезийском острове Бали в 2002 году и у здания австралийского посольства в Джакарте в 2004 году было немало австралийцев, что не могло не произвести соответствующего впечатления в обществе. В ноябре 18 мусульман были арестованы в Сиднее и Мельбурне по обвинению в подготовке терактов.

Австралийские власти подготовлены к ситуации лучше французских. Иммиграционное законодательство Австралии носит избирательный характер. Оно либерально в отношении воссоединения семей, вводит проработанную балльную систему в оценке языковой подготовки иммигрантов, их потребностей в сфере образования и здравоохранения. Но одновременно оно предусматривает жесткие меры к нелегальным иммигрантам, к тем, кто нарушает закон.

Собеседник "ВН" полагает, что ситуация в Австралии вряд ли станет развиваться по французскому сценарию. "Австралия не Европа, и власти страны будут действовать более жестко", -- подчеркнул он.

Кроме того, действие мусульманского фактора "разбавлено" присутствием в 20-миллионном австралийском обществе более многочисленных выходцев из стран Восточной и Юго-Восточной Азии -- китайцев, вьетнамцев, корейцев, филиппинцев, -- составляющих порядка 5% населения (в сравнении с 2% "ближневосточных" мусульман) и традиционно занимающих более низкие социальные ступени. В случае обострения экономической или общественно-политической обстановки именно на последних может быть направлено основное недовольство "белых австралийцев".

Петр ИСКЕНДЕРОВ