Время новостей
     N°232, 13 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.12.2005
Переориентация на Россию
В «Силовых машинах» ждут РАО «ЕЭС» и Siemens
Руководство «Силовых машин» поделилось с журналистами своим видением развития компании в связи с приходом нового блокирующего акционера -- РАО «ЕЭС России». В энергомашиностроительной компании уверены, что Анатолий Чубайс сдержит слово и будет формировать портфель заказов на много лет вперед. Примечательно, что об этом гендиректор «Силовых машин» Игорь Клочко рассказывал во Вьетнаме, куда поставляет существенную часть производимого оборудования.

В «Силовых машинах» надеются, что приход РАО в качестве одного из основных акционеров вернет компанию на внутрироссийский рынок. Ведь если во времена СССР 70% продукции предприятий, которые теперь входят в структуру «Силовых машин», поставлялось на внутренний рынок, а 30% экспортировались, то теперь эта пропорция выглядит иначе -- более 80% оборудования, производимого «Силовыми машинами», отправляется на экспорт. Основным внешним заказчиком сейчас является Индия. Но компания рассчитывает значительно увеличить портфель своих заказов во Вьетнаме, где уже ведет работу на шести объектах. В частности, сейчас «Силовые машины» завершают поставку оборудования для первого из четырех блоков ТЭС «Уонг Би» (мощность каждого блока -- 300 МВт). Однако компании удалось договориться о внеконкурсном получении контракта на участие в достройке оставшихся трех блоков, о чем журналистам сообщил президент вьетнамского генподрядчика госкомпании Lilama Хам Хунг. Кроме того, компания рассчитывает участвовать в тендере на строительство крупнейшей во Вьетнаме ГЭС «Шонла», который будет проводиться в будущем году. Правда, насколько велики шансы выиграть его, непонятно, так как конкуренция за объект будет огромная, прежде всего с китайскими и японскими компаниями, обладающими мощной финансовой господдержкой.

Но у компании есть планы и в России. Уже в будущем году «Силовые машины» рассчитывают получить от РАО заказ на модернизацию мощностей на 150--200 млн долл. И это без учета поставок оборудования для строящихся электростанций и блоков. «РАО, -- говорит г-н Клочко, -- заинтересовано прежде всего в наших поставках газовых турбин, угольных блоков и другого оборудования». Правда, технический директор РАО Борис Вайнзихер на днях говорил «Времени новостей», что конкретных планов по развитию «Силовых машин» у энергохолдинга нет, их предполагается разработать в рамках создаваемой программы развития Единой энергосети до 2030 года. Однако он уверял, что в планы РАО не входит переориентация энергомашиностроительной корпорации исключительно на внутрироссийский рынок. «Такой задачи не стоит. Нельзя терять экспорт», -- уверял он.

Вместе с тем и г-н Чубайс, и г-н Клочко указывают на то, что «Силовые машины» нуждаются в обновлении оборудования. «Мы пока еще, к счастью, сильно ни от кого не отстаем», -- заявил г-н Клочко. Но тем не менее если в компании не будут проводиться техперевооружение и модернизация оборудования, то она может оказаться за бортом мирового энергомашиностроения. Ведь компании уже на нынешнем этапе необходимы новые технологии -- она уже начала уступать своим западным конкурентам. В «Силовых машинах» в связи с этим надеются на приход в качестве владельца блокпакета немецкого концерна Siemens (он, как известно, уже подал соответствующую заявку в правительство и по ответу государства будет судить, удастся ли ему увеличить долю в «Силовых машинах» с нынешних 4%). «Блокирующий пакет позволит им (Siemens. -- Ред.) выстраивать некую долгосрочную политику, -- говорит г-н Клочко. -- Мы надеемся, что они в том числе привнесут нам технологии».

Кроме того, «Силовые машины» рассчитывают, что Siemens также заинтересован в создании условий производственной кооперации. «Это для них очень интересно, -- уверен глава «Силовых машин», -- у Siemens сейчас агрессивная политика продаж, поэтому они заинтересованы в том, чтобы раздать некоторые объемы производства своим субподрядчикам или контрагентам. Кроме того, они очень хотят работать на нашем рынке и понимают, что через национального производителя вариант выхода на этот рынок будет наиболее оптимальным».

Анна ЛАНДЕР, Хайфон--Москва