|
|
N°232, 13 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сердце не камень
«Привет семье» как альтернатива «Кинг Конгу»
Под Рождество в родительский дом съезжается многочисленное потомство четы Стоун (Крейг Т. Нельсон и Дайана Китон). По всему видно, что Стоуны провели бурную молодость и не сильно беспокоились о таких пустяках, как планирование семьи и контрацепция, -- отпрысков много, и все -- одного поля ягода: сексапильная, но при том парадоксально неудачливая в личной жизни Эми (Рашель Макадамс); вечно обкуренный Бен (Люк Уилсон); перманентно беременная Сюзанна (Элизабет Ризер), которая на вопрос «А где же, милочка, твой муж?», резонно интересуется: «Какой такой муж?»; глухой Тэд (Тайрон Джиордано), который по традиции приехал в родные пенаты с чернокожим сожителем, с которым они дожидаются разрешения на усыновление ребенка. В общем, дети «детей цветов» во всей красе. На этом живописном фоне любимый сын Эверетт (Дермот Малруни) кажется почти что парией: он вполне устроен в жизни и в самом скором времени собирается жениться на обычной девушке. Свою невесту Мередит (Сара Джессика Паркер) Эверетт приводит в дом впервые, и она -- такая правильная, собранная, целеустремленная, ковыляющая по заснеженным тропинкам на дорогущих шпильках, -- сразу же пришлась не ко двору. Отпустила несколько неудачных комплиментов, положила в свое фирменное рождественское блюдо запрещенные из-за маминой аллергии грибы, а знакомясь с глухим братом Тэдом, не нашла ничего лучше, как прощебетать: «Очень приятно! Я так много о вас... слышала!» Неудивительно, что на нее смотрят косо, а во время традиционной игры в шарады язвительная Эмми вынуждает Мередит изобразить название фильма Франсуа Трюффо «Невеста была в черном» (тот, кто видел этот фильм, понимает, насколько оскорбительно такое задание для барышни, собирающейся под венец). В отчаянной попытке спасти положение Мередит вызывает на подмогу свою младшую сестру Джулию (Клер Дейнс), но когда та в прямом смысле слова вываливается из автобуса под ноги встречающим, ситуация становится еще более запутанной и двусмысленной. Так что если после прошлого Рождества уборка в доме Стоунов затянулась до февраля, то нынче она грозит закончиться в лучшем случае к Пасхе.
Фильм Томаса Безуха «Привет семье» (в оригинале The Family Stone, что можно перевести и как «Фамильный камень», и просто как «Семейство Стоунов») и в нашем, и в американском прокате оказался единственной альтернативой «Кинг Конгу» -- никто из прокатчиков не решился противопоставить гигантской обезьяне ничего мало-мальски адекватно внушительного. «Привет» на самом деле подходит только для тех, кто ни за какие коврижки не пойдет смотреть накануне Рождества на падающую с «Эмпайр Стейт Билдинг» гориллу. И хотя рекламный плакат, на котором изящный дамский пальчик с обручальным кольцом демонстрирует городу и миру оскорбительный и понятный без перевода жест, наводит на мысли об эксцентрике, уже вступительные титры, стилизованные под рождественские открытки в стиле ретро, ставят все на свои места: какими бы странными ни были Стоуны, краеугольным камнем в их отношениях останутся вечные, незыблемые и так и просящиеся быть написанными с большой буквы Семейные Ценности. И все собравшиеся под одной крышей на самый семейный из всех праздников обязательно обретут свое счастье -- пусть даже не совсем с теми людьми, с которыми собирались.
Мнения первых зрителей, доступные в Интернете, разнятся диаметрально: кто-то воспевает «Привет» как лучший фильм, что удалось посмотреть за весь год, другие же, наоборот, издают в адрес «политкорректной и необаятельной белиберды» зубовный скрежет. Истина, как водится, лежит где-то посередине, но нельзя не признать, что аргументы «против» звучат как-то живее и убедительнее. Потому что фильм на самом деле слишком уж старается быть одновременно веселым и грустным, трогательным и ехидным, комедией и драмой -- но в каком-то назывном режиме: друг друга сменяют не просто веселые и грустные сцены, а эпизоды, на которых будто бы наклеены аккуратные ярлычки: «здесь смеяться», «здесь приуныть», «а теперь воспрянем духом и решим, что все у них получится». Сами же герои (при том, что актерский ансамбль «Привета» заслуживает самых искренних восторгов) так и остаются странноватыми и не очень обаятельными незнакомцами. Волей-неволей приходится в тысячный раз вспоминать навязший в ушах анекдот о фальшивых елочных игрушках, которые выглядят точно так же, как настоящие, но при этом решительно не радуют. Честное слово, куда веселее и полезнее было бы провести праздничные деньки в компании, скажем, семейства Факеров.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ