|
|
N°231, 12 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Праздник в лесу
«Газпром» сварил первый стык Северо-Европейского газопровода
Около трехсот человек в минувшую пятницу оказались на специально подготовленной опушке в вологодском лесу, в 6 км от поселка Бабаево. Премьер-министр России Михаил Фрадков, министр экономики и новых технологий Германии Михаэль Глосс, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, полпред президента России в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, а также руководители «Газпрома», E.ON и BASF приняли участие в торжественной церемонии сварки первого стыка Северо-Европейского газопровода. «Отцам-основателям» проекта на высшем государственном уровне -- действующему президенту России и бывшему канцлеру Германии Герхарду Шредеру -- не удалось лично присутствовать на этом мероприятии. Очевидно, из-за возникшей разницы в статусе.
Тем не менее именно г-н Шредер стал главным объектом внимания. Его неожиданно для всех презентовали как будущего председателя комитета акционеров совместного предприятия «Газпрома», E.ON и BASF -- North European Gas Pipeline Company, которое построит участок СЕГ по дну Балтийского моря. Как пояснил глава «Газпрома» Алексей Миллер, сообщивший эту новость общественности, комитет акционеров -- это то же самое, что и совет директоров, и в его функции входит «принятие всех стратегических решений по всем направлениям деятельности компании». А на должность главного управляющего директора этой фирмы номинируется Матиас Варниг -- человек, известный как друг Владимира Путина еще со времен службы в ГДР, а до пятницы -- и как глава российского подразделения Dresdner Bank. Он как раз в Бабаеве был, но выглядел не вполне счастливым.
Алексей Миллер прибыл на место события накануне, чтобы лично проверить готовность вологодского леса к приему VIP-гостей, партнеров и около сотни журналистов. Путь к месту сварки был непрост -- сначала самолетом до Череповца, затем два с лишним часа по заснеженной трассе до поселка Бабаево и, наконец, 6 км на полноприводных транспортных средствах через лес. К тому же выяснилось, что большая группа журналистов ведущих изданий из Германии так и не смогла добраться до Вологодчины. Их самолет накануне из-за непогоды посадили в Петербурге (вместо Москвы), а организовать массовый переезд инопрессы в Череповец из северной столицы в столь сжатые сроки не удалось.
На опушке, где должен был появиться первый стык, возвели сцену, на которой легко уместилось все высокое начальство. Благо многие из заявленных персон, например первый вице-премьер Дмитрий Медведев или спикер Госдумы Борис Грызлов, не смогли присутствовать. В 15-градусный мороз выступающие были не слишком словоохотливы, а микрофоны работали процентов на 15 от своих технических возможностей. Впрочем, содержание речей было настолько очевидно, что их можно было и не произносить.
Все говорили о новом этапе межгосударственных отношений, значении прямых поставок газа из России в Германию и энергетической безопасности и стабильности. «Мы создаем условия устойчивого сотрудничества в энергетической сфере, обеспечения энергетической безопасности в Европе и в мире», -- сообщил российский премьер. А г-н Миллер поздравил присутствующих с началом «серьезного европейского проекта».
Потом высокопоставленные хозяева и гости посмотрели на ритуальную «сварку» первого стыка и оставили свои подписи на газопроводе. Впрочем, газ по этой трубе не пойдет. По словам представителей «Газпрома», кусок с VIP-автографами будет аккуратно вырезан и выставлен на всеобщее обозрение. Вообще оказалось, что «Газпрому», дабы провести торжества, пришлось пойти на массу хитростей и одну небольшую диверсию. Сварка труб для СЕГ началась еще в прошлом месяце, а сама сварка одного стыка занимает около двух часов и делается специальными машинами.
Более того, чтобы провести телегеничную сварку человеческими руками (с искрами и масками), «Газпрому» из-за техники безопасности пришлось ненадолго прекратить подачу газа по действующему газопроводу, трасса которого проходит рядом и снабжает голубым топливом северо-западные регионы страны. Решение о начале строительства российского участка СЕГ (Грязовец--Выборг) примерно с середины трассы было принято с умыслом: действующая труба работает на пределе мощностей и давно не ремонтировалась. Первые 144 км нового газопровода, которые планируется построить в 2006 году, сразу будут подключены к действующей системе и будут ее страховать.
После митинга все переместились в специально разбитые шатры на территории Бабаевской сварочной базы, где состоялись закрытая встреча Михаила Фрадкова с Михаэлем Глоссом, совместная пресс-конференция глав «Газпрома», E.ON и BASF Алексея Миллера, Вульфа Бернотата и Юргена Хамбрехта, раздельный фуршет и праздничный салют. В течение 15 минут участники открытия и бабаевцы могли наблюдать незабываемое файер-шоу над девственными лесами.
Показалось, что пресс-конференцию организовали только для объявления о трудоустройстве г-на Шредера. Г-н Миллер несколько раз подчеркнул, что это было совместное решение партнеров. А в кулуарах мероприятия говорили, что бывший канцлер должен обеспечить проекту высокий уровень поддержки в Берлине, Брюсселе и других столицах государств Евросоюза. Источник в «Газпроме» сообщил «Времени новостей», что г-н Шредер будет работать в NEGPC и получать за это денежную компенсацию, размер которой еще не утвержден. Негодование германских политиков относительно новой должности экс-канцлера в «Газпроме» оставили без комментариев.
Все вопросы относительно финансовых параметров СЕГ -- как морского участка, так и сухопутного -- руководители «Газпрома», E.ON и BASF оставили без ответа. Стоимость транспортировки по морскому участку они назвали «конкурентоспособной», отказавшись сообщить предполагаемый тариф. Они как заведенные твердили, что две нитки по дну балтийского моря обойдутся партнерам чуть более 4 млрд евро. В пресс-релизе E.ON говорится о необходимости 2,4 млрд евро для прокладки первой нитки. Точные механизмы привлечения этих средств также пока не определены, по словам г-на Бернотата, и нуждаются в детализации.
Г-н Миллер не захотел рассказать присутствующим о стоимости российского участка газопровода. «Строительство сухопутного участка СЕГ будет финансироваться из средств «Газпрома», -- сообщил глава концерна. -- По нему будут осуществляться поставки газа в том числе в северо-западные регионы России, поэтому не вполне корректно говорить о стоимости газопровода на российской территории».
Не до конца понятны источники загрузки этой трубы, особенно если партнеры сумеют реализовать проект в двухниточном исполнении (55 млрд кубометров ежегодно начиная с 2013 года). Первую нитку планировалось наполнять газом с Южно-Русского месторождения, максимальная добыча на котором составит 25 млрд кубометров, и ресурсами из единой системы газоснабжения. Для второй, по словам Алексея Миллера, потребуется газ Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря. А член правления «Газпрома», начальник инвестиционного департамента Валерий Голубев рассказывал журналистам, что для доставки штокмановского газа в СЕГ через Карелию придется строить новую трубу до Выборга с неопределенной стоимостью.
Алексей ГРИВАЧ, Бабаево--Москва