|
|
N°231, 12 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плавание в финансовых потоках
Скандал в российском плавании, обернувшийся отказом двух если не самых сильных, то, пожалуй, самых раскрученных пловцов страны -- Станиславы Комаровой и Дмитрия Коморникова -- выступать за сборную на чемпионате Европы, знаменует принципиально новые отношения большого бизнеса с большим спортом. Отношения, которые могут изменить саму природу спорта высоких достижений.
Коммерческая подоплека скандала проста, как пять копеек. У Федерации плавания России контракт с одним спонсором, в форме которого обязаны выступать на официальных соревнованиях все члены сборной, у Стаси и Дмитрия -- индивидуальные контракты с другим спонсором. В результате возникает классический конфликт интересов: Стася и Дмитрий работают на конкурентов спонсора российской сборной по плаванию. По правилам этого делать нельзя, и формально действия чиновников российского плавания, которые вывели Комарову и Коморникова из состава сборной, совершенно законны.
Но такие конфликты возникают повсеместно и во всех сколько-нибудь привлекательных с точки зрения рекламы видах спорта. Вот еще один достаточно свежий пример: лучшему футбольному арбитру мира последнего десятилетия Пьерлуиджи Коллине в нынешнем году запретили судить матчи серии "А" чемпионата Италии, хотя до этого специально для него продлили возрастной ценз на судейство. Причина -- индивидуальный рекламный контракт Коллины с автоконцерном, который одновременно является титульным спонсором "Милана". Хотя беспристрастность Коллины вне подозрений, итальянская федерация футбола решила исключить малейшие подозрения по поводу совпадения коммерческих интересов знаменитого судьи и знаменитого футбольного клуба.
Поначалу большой спорт просто был привлекательным объектом для крупного бизнеса. Потому что наиболее яркие спортивные зрелища вызывают интерес огромного количества потенциальных покупателей. Затем бизнес стал активно использовать знаменитых спортсменов в качестве "лиц фирмы" как реальных кумиров миллионов людей. При этом инвестиции в рекламу в самых коммерчески привлекательных видах спорта достигли таких размеров, что теперь уже непонятно, кто от кого сильнее зависит, спорт от бизнеса или бизнес от спорта.
Постепенно именно спонсоры становятся главными организаторами мирового спортивного процесса. Интересы компаний порой прямо противоречат интересам и желаниям тех, кого эти компании спонсируют. Достаточно вспомнить дружно ненавидимые ведущими футбольными клубами Европы предсезонные коммерческие турне в Азию и США. Для измотанных и без того чудовищно насыщенным сезоном игроков это лишняя морока. Но спонсоры хотят завоевывать наиболее стремительно развивающиеся рынки. И если Дэвид Бекхэм -- живой идол миллионов азиатских болельщиков и болельщиц, он обязан сыграть в матчах "Реала" в Китае, Южной Корее или Японии. Такова плата за многомиллионные рекламные контракты, которые у самых знаменитых или сексуально привлекательных спортсменов и спортсменок давно многократно превышают их зарплату на "основном" месте работы.
Большой спорт окончательно превращается в рекламного агента бизнеса. С одной стороны, это выгодно топ-спортсменам и топ-командам -- их доходы растут. С другой -- далеко не всегда такая рекламная нагрузка способствует росту самих спортивных достижений, особенно в игровых видах. Опять же кроме физической нагрузки спортсменов возрастает и моральная. Когда тот же великий пилот "Формулы-1" Михаэль Шумахер бьет рекорд по количеству побед в чемпионатах мира, он автоматически становится рекламной мегазвездой. Но если Шумми в предстоящем сезоне выступит так же слабо, как в нынешнем, его великие победы забудутся. Бизнесу нужно, чтобы его рекламировали самые быстрые, самые ловкие, самые красивые.
Как будет развиваться бурный роман спорта с бизнесом в ХХI веке, предсказывать сложно. Но если деньги станут единственным стимулом человека в большом спорте, если плавание в финансовых потоках заменит все прочие мотивы спортивной карьеры, нас может ждать совсем иная спортивная реальность. Вместо игры на публику -- игра на спонсора. Вместо чуда преодоления себя и творческого порыва -- натужные попытки выдать результат по заказу. И тогда, возможно, мы станем свидетелями заказного убийства спорта, который просто потонет в финансовых потоках таких щедрых, но таких требовательных спонсоров.
Семен Новопрудский