|
|
N°230, 09 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний маршрут
Классический двухэтажный автобус покидает улицы Лондона
Сегодня легендарный «даблдекер» с кондуктором на подножке проедет по своему обычному городскому маршруту в последний раз. Прокатиться на 159-м маршруте с Оксфорд-стрит до вокзала Ватерлоо, откуда уходят поезда на континент, сегодня удастся уже немногим -- двухэтажный автобус постройки 1960-х годов рассчитан примерно на 60 пассажиров. Отработав свою последнюю смену, он присоединится к 16 оставшимся в строю и на ходу «даблдекерам», которые теперь возят по Лондону в основном туристов. С прошлого месяца в городе работает «исторический тур» в двух направлениях: от Трафальгарской площади до Тауэрского моста, и от Альберт-холла по Стрэнду до Олдича -- района музыкальных театров и солидных имперских зданий. «Даблдекеры» ходят по этим туристическим маршрутам каждые 15 минут, и плата за ностальгическую встречу с Лондоном 60-х не выше, чем на обычном автобусе.
Красная двухэтажная машина с кондуктором на открытой подножке сменила довоенные образцы, где второй этаж был вообще без крыши. Одновременно из Лондона полностью убрали троллейбусы (их нет и по сей день). Если во время второй мировой войны компания Routemaster производила бомбардировщики, то после стремительно начала внедрять передовые технологии в автобусы нового поколения. С 1968 года было построено около 2800 машин модели Routemaster, ставших одним из символов Лондона наряду с черными кебами-такси и полицейским-бобби. Салон был разработан таким образом, чтобы пассажиры чувствовали себя не менее комфортно, чем в частном автомобиле, которые после войны становились все более популярны.
Сегодня на смену «даблдекерам» приходят одноэтажные автобусы, некоторые с «гармошкой», которые продолжают краситься в привычный для Лондона ярко-красный цвет. Ежедневно автобусами пользуется 4--6 млн человек, но довольны новой моделью не все. К тому же одноэтажный салон не способен вместить столько же пассажиров, сколько двухэтажный, и на остановке водитель просто закрывает дверь перед вашим носом, если видит, что пассажиров уже достаточно. Правда, следующий автобус приходит максимум через пять--восемь минут. Узкие улицы центральной части города не позволяют строить особенно широкие и длинные машины -- им просто будет невозможно маневрировать вместе с другим транспортом. Когда несколько лет назад въезд в центр Лондона сделали платным из-за бесконечных пробок, администрация пообещала все полученные деньги пустить на улучшение работы городского транспорта. С тех пор красные автобусы не ждут по 40 минут и не берут штурмом даже в часы пик.
«Администрация Лондонской транспортной системы начала постепенно убирать с улиц старенькие автобусы лет двадцать назад, но шумиху вокруг них подняли относительно недавно, -- рассказывает куратор музея городского транспорта Оливер Грин. -- В свое время уже были заменены моторы -- на более современные и экологически чистые, и срок жизни некоторых «даблдекеров» был немного продлен. Но сейчас городу уже нужен более современный и комфортный транспорт -- в первую очередь его плюсы почувствуют инвалиды, пожилые люди и мамы с колясками. Решение обновить автобусный парк было принято под давлением лоббистов -- организации «Транспорт для всех», отстаивающей права пассажиров-инвалидов. Старые же автобусы будут развлекать туристов и частных владельцев -- экземпляр в хорошем состоянии сейчас стоит примерно 10 тыс. фунтов». В коллекции самого музея уже есть пять «даблдекеров».
Но сами лондонцы не до конца согласны с волей городских властей: по данным исследовательского центра Policy Exchange, больше 90% жителей британской столицы хотели бы сохранить классический автобус с подножкой как часть транспортной системы города. Тем более что последние «даблдекеры» покинули город слишком стремительно: в 2003 году, за год до 50-летнего юбилея автобуса, лондонские власти приняли решение остановить работу оставшихся 550 Routemaster.
«Даблдекеры» вряд ли исчезнут из повседневной картинки городской жизни -- уже сегодня энтузиасты находят им альтернативное применение. Одна из лондонских компаний переоборудовала восемь двухэтажных автобусов -- правда, пока что из нового поколения -- под жилой дом на колесах. Но уже сейчас на очереди и классический вариант красного автобуса -- так жалко с ним расставаться навсегда.
Кирилл АНУРОВ, Лондон, РИА Новости, -- для "Времени новостей"