Время новостей
     N°230, 09 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2005
39 «интеллигентов»
За атаку администрации президента нацболов наказали по «низшему разряду»
В Никулинском райсуде Москвы вчера был оглашен приговор по делу 39 членов Национал-большевистской партии (НБП), в декабре 2004 года устроивших беспорядки в приемной администрации президента России. Правосудие над ними вершил Тверской райсуд, но поскольку в нем самом помещения для такого большого числа подсудимых не нашлось, выездное заседание проводили в здании Никулинского суда, где есть большой зал.

Все 39 лимоновцев, как и настаивала прокуратура, были признаны виновными в массовых беспорядках, но очень строго их все же судить не стали. 31 подсудимый получили условные сроки и только восемь, чье участие в беспорядках было признано особо активным и умышленным, -- реальные: от года до трех лет колонии. С учетом того, что за время следствия нацболы уже отсидели около года, прокуратура посчитала это вполне достаточным наказанием. Адвокаты подсудимых говорили, что тоже довольны. Правда, обе стороны оставили за собой право обжаловать приговор после его детального изучения.

С утра Никулинский районный суд Москвы встречал посетителей длинной очередью. Терпеливо выстроившись затылок в затылок, граждане проходили через рамку металлоискателя, повторяя одно и то же: «Приговор--НБП--декабристы». Поскольку свою акцию подсудимые провели в декабре, их соратники уже давно именовали арестантов не иначе как «декабристами». Оглашение приговора из-за мер безопасности задержали почти на час. Проверяли не только на входе в здание суда, но еще и у дверей зала. Вежливо, но настойчиво шкафоподобные бойцы спецназа Минюста просили входящих открыть дамские сумочки и рюкзачки. Правда, с некоторыми отличившимися на прежних заседаниях соратниками подсудимых не церемонились: «Покажи карманы, колюще-режущие предметы есть? Показывай, ты прошлый раз пшикалку приносил». В это время другие члены партии, встав на скамейку, перекрикивались с коллегами, находящимися за решеткой. Последним в зал заседания зашел лидер НБП Эдуард Лимонов. Сам в недавнем прошлом заключенный (он провел в колонии два года по обвинению в приобретении и хранении оружия и освободился только в 2003 году), г-н Лимонов спокойно продемонстрировал пустые карманы и паспорт.

39 членов НБП судили по обвинению в массовых беспорядках. Как следует из обвинительного заключения, 14 декабря 2004 года (акцию приурочили к годовщине смерти академика Сахарова) обвиняемые ворвались в здание общественной приемной администрации президента РФ на Ильинке и полностью парализовали ее работу. Молодые люди забаррикадировали двери скамейками, вывесили в окне свои флаги и лозунг с надписью «Путин, уйди сам!», а также разбросали внутри здания и на улице листовки со списком из десяти претензий к президенту. Примерно через час не оказывавших сопротивления участников «акции в защиту Конституции», как окрестили захват приемной нацболы, задержали сотрудники милиции и ФСБ. Первоначально всем задержанным предъявили обвинение в попытке насильственного захвата власти, порче госимущества и вандализме. Но через несколько месяцев прокуратура Москвы переквалифицировала прошедшее в «массовые беспорядки».

Прокуратура ранее просила суд приговорить всех подсудимых к реальным тюремным срокам от 1,5 до 5 лет. Суд внял доводам обвинителя и признал всех 39 участников акции виновными. Однако, учитывая их молодой возраст и то, что все подсудимые до момента оглашения приговора отсидели почти год, принял компромиссное решение (встреченное в зале аплодисментами), приговорив их к срокам от полутора до трех лет. При этом для 31 лимоновца суд посчитал достаточным условного наказания. Чем суд руководствовался, решая, кого отпустить, а кого отправить в колонию, вчера осталось толком не известно. Внятно разъяснить это не смог ни один из участников процесса. Некоторые адвокаты говорили, будто суд решил, что в колонию следует отправить тех партийцев, чьи действия по захвату приемной были умышленными. Но при этом оставалось непонятно, почему другие действовали неумышленно.

И защита, и обвинение в целом остались довольны решением суда. Адвокаты отметили, что наказание их клиентам суд назначил и так «ниже низшего предела» (меньше оговоренного в УК РФ). А прокурор остался доволен тем, что были учтены почти все его пожелания.

Единственным, кого приговор не устроил, оказался глава НБП. «Состоялась расправа, расправа с молодой российской интеллигенций, с инакомыслящей политической партией, показательная расправа, дабы другим было страшно встать с колен", -- заявил журналистам Эдуард Лимонов.

Освобожденные в зале суда, на свободу выходили по одному, на улице их встречала толпа родственников и однопартийцев. Последние кричали «Ура героям!» и тянули к ошалевшим от счастья «декабристам» стаканчики с шампанским.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ