|
|
N°230, 09 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Подсолнух» для флибустьеров
«Рособоронэкспорт» ступил на тропу войны с пиратами
В свободные часы члены российской делегации на выставке вооружений ЛИМА-2005 в Малайзии ходят искупаться в морской воде, точнее -- в Малаккском проливе. Большинство, конечно, не задумывается о том, что в последние годы это самый пиратский пролив в мире. С ним могут потягаться разве что прибрежные воды африканского континента возле Сомали. Возможно, соседство с грозным проливом, водами которого омывается выставочный остров Лангкави, и побудило россиян впервые выступить с масштабными предложениями по пресечению пиратства, которое стоит сегодня в одном ряду с терроризмом, наркоторговлей и незаконной миграцией.
А обнародовали свои предложения, адресованные государствам Юго-Восточной Азии, представители федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» -- начальник управления регионального департамента Михаил Сухачев и начальник отдела департамента анализа и перспективного планирования доктор технических наук, профессор Олег Кривошеев.
В Малаккском проливе, как в таинственном Саргассовом море в Карибском треугольнике, пропадают целые корабли. Через год -- другой они «всплывают», но уже под флагом другой страны -- как украденный автомобиль с перебитыми номерами. Это дело рук пиратов. Иногда они просто перегружают груз на свое судно и исчезают. А чаще всего вламываются на абордажный корабль, четверть часа потрошат кассу, выворачивают карманы и кошельки пассажиров и экипажа и опять улетучиваются. Практикуется и такой метод: в экипаж торгового судна внедряется свой человек, который дает пиратам информацию, а в нужный момент сбрасывает веревочную лестницу. Объектом устремлений пиратов стали и нефтеналивные суда -- две трети этого энергоносителя для стран Юго-Восточной Азии перевозится танкерами, большинство из которых идет Малаккским проливом. Убытки от пиратов в мире оцениваются от 20 до 100 млрд долл. в год. Всемирно известная страховая компания «Ллойд» в последнее время удвоила страховую ставку. США и Китай предложили ввести в регион свои военные корабли для постоянного патрулирования, но страны региона это предложение пока не приняли. Они (Малайзия, Индонезия, Сингапур и Таиланд) пока лишь финансируют регулярные дозорные полеты над пиратскими водами самолета С-130.
Исходя из всего этого россияне и предложили интегрированную систему контроля прибрежной зоны, включив в нее средства управления движением судов, командные пункты военно-морского флота, береговой охраны, таможни и спасательных служб, аналогичных российскому МЧС. Система может сыграть роль сети для пиратов, ставших буквально неуловимыми на своих малоразмерных и сверхскоростных судах. Контролировать их, как и легкие самолеты наркоторговцев, старыми традиционными средствами невозможно.
И хотя представители «Рособоронэкспорта» не называют возможную стоимость предлагаемой ими системы мониторинга, об экономии говорят охотно: суммарные затраты могут быть снижены на 20--50%. И все равно ясно, что штука эта весьма дорогая. Поэтому россияне предлагают комплектовать систему частями, поэтапно. Прежде всего внедрить идентификационную систему (АИС) «свой--чужой». Такая система стоит на всех российских самолетах. Затем установить подводные датчики бедствия, новую аппаратуру наблюдения с применением цифровых электронных карт.
Что самое существенное с экономической точки зрения -- вместо многочисленных и постоянно курсирующих патрульных катеров и самолетов для наблюдения за прибрежной зоной предлагается поставить загоризонтные радиолокационные станции (ЗГРЛС). Такие станции сегодня производят только Россия и США. Особенность загоризонтной локации такова, что используется длинноволновый диапазон -- десятки метров. «Электромагнитная волна, излученная РЛС, как бы прилипает к поверхности океана, -- говорит Олег Кривошеев, -- обнаруживая все находящееся на его поверхности». От себя добавим, что только в длинноволновом диапазоне можно обнаружить самолет-невидимку, сооруженный по технологии «стеллс».
У России имеется такая ЗГРЛС под названием «Подсолнух». Она работает круглосуточно, практически без выключения в течение года, вне зависимости от погоды и видимости. Цели она обнаруживает на расстоянии до 300 км. Затраты сразу уменьшаются в три--пять раз. Чтобы поставить под контроль весь Малаккский пролив, достаточно двух «Подсолнухов», всю же немаленькую прибрежную зону Малайзии может прикрыть десяток таких станций. Проблема только в том, что загоризонтная станция может работать эффективно только совместно с системой «свой--чужой». А та при обычных условиях «видит» лишь на 10--20 км. Но россияне уже нашли выход: просто аппаратуру АИС нужно либо поднять на возвышенность, в горы или поставить ее на аэростат или дирижабль. Дальность обнаружения увеличивается до 160 км.
При изложенных выше условиях пиратские суда будут обнаружены не ближе 50--70 км. Это в несколько раз больше, чем у обычных береговых локаторов. Но и такая дальность обнаружения не гарантирует задержания морских разбойников. Несложные подсчеты, основанные на уже приобретенной малайцами статистике, показывают: скорость средств перехвата должна быть не менее 200--250 км в час, иначе флибустьеры скроются на излюбленном ими индонезийском берегу. В качестве перехватчика россияне предложили вертолет Ми-171Ш. Или, еще лучше, экраноплан, который у России тоже есть, осталось чуть доработать. Его скорость может достигать 400--500 км в час.
Вообще спектр предлагаемых средств, из которых можно было бы составить удобный для любой страны комплект противодействия пиратам, весьма широк, начиная со спутников и кончая датчиками бедствия -- электромагнитными и акустическими. В готовности отправиться в Юго-Восточную Азию береговая станция «Наяда», РЛС миллиметрового диапазона «Балтика», засекающая любое излучение пиратских передатчиков станция «Монолит», гроза воздушных целей РЛС «Каста». Добавим приспособленный для воздушного дозора Ил-114, патрульные катера «Ястреб» и «Мираж», береговые огневые комплексы «Вал-Е» и «Берег». Только бери -- окупится с лихвой.
Однако высокие малайзийские персоны на презентацию не пришли. Видимо, масштабы разорения от пиратов они оценивают скромнее, нежели стоимость сети для морских бандитов.
Николай ПОРОСКОВ, Лангкави