|
|
N°164, 10 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Английский дровосек
В Москву из Техаса привезли картину Гейнсборо
В ГМИИ имени Пушкина открылась очередная выставка одной картины, на этот раз -- «Пейзаж с дровосеком» Томаса Гейнсборо, одного из крупнейших английских живописцев XVIII века. Картину привезли из Хьюстона, штат Техас, в рамках широкомасштабной программы обмена выставками между Пушкинским и хьюстонским Музеем изящных искусств. В рамках этой программы, например, в декабре москвичи увидят огромную выставку африканского искусства.
Томас Гейнсборо больше известен как портретист. Классик, сентименталист, даже проторомантик, он писал очень нежные картины (похожие на портреты наших Левицкого с Рокотовым), пользовался большим успехом у публики и имел множество заказов. Пейзажи -- тоже нежные и чувственные -- делал «для души», спросом они не пользовались. Англичане тогда предпочитали иметь портреты самих себя или собственных собак и лошадей (на них специализировались другие художники), а вовсе не виды родных осин. Кроме того, гейнсборовские пейзажи были написаны в странной манере -- слишком свободной, даже небрежной. Авангардистской по тем, естественно, временам. Спустя полвека так стали писать сначала англичане Констебл и Тернер, а потом и французы -- барбизонцы и, наконец, импрессионисты. О Гейнсборо-пейзажисте почти забудут. От его пейзажей будут избавляться. За 250 лет «Пейзаж с дровосеком» продавали и перепродавали десятки раз, пока он не оказался в Хьюстоне, а теперь вот на время и в Москве.
Николай МОЛОК