Время новостей
     N°230, 09 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2005
Голос крови
Медики из Москвы и Воронежа пытаются заглушить ВИЧ-панику
Вчера в Воронеже и в Москве активно пытались проследить путь препаратов крови, которые из-за недостаточной чувствительности тест-систем поступили в медицинские учреждения от ВИЧ-инфицированного донора (см. "Время новостей" от 8 декабря). Людей, которые теоретически могли пострадать из-за промашки воронежских медиков, ищут, похоже, для того, чтобы просто предотвратить паническую вспышку ВИЧ-фобии. Ведь в Воронеже уже активно циркулируют слухи о том, что вирус иммунодефицита мог вместе с плазмой крови или препаратами на ее основе попасть в организм сотен жителей города. А несколько столичных изданий предположили, что он по каналам черного рынка добрался и до Москвы.

Как заявила вчера главный врач Воронежского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Татьяна Мамчик, «проверка тех, кто получил препараты крови, проводится для того, чтобы уберечь население, лишний раз убедиться в отсутствии инфекции».

Как стало известно накануне, 35-летняя жительница Воронежа, постоянный донор, с декабря 2004 года по май 2005 года восемь раз сдавала кровь на областной станции переливания крови. 5 мая обязательный анализ на СПИД показал в очередной раз отрицательный результат, и через две недели плазма этой крови была передана в роддом. Однако в следующей порции крови, сданной донором 20 мая, был обнаружен вирус иммунодефицита. Зараженная кровь и плазма были тут же утилизированы и уничтожены, а семеро пациентов, которым теоретически могла быть перелита кровь донора, обследованы. Анализ на ВИЧ у них в первый раз оказался отрицательным. И только в результате повторного исследования в средине ноября у бывшей пациентки роддома вирус в крови был все-таки обнаружен.

Кроме того, следы зараженной крови привели еще к 208 пациентам. Они принимали (тоже теоретически, во всяком случае им его прописывали, и они его приобрели) препарат альбумин, для изготовления которого использовалась и кровь инфицированного донора. 72 человека уже обнаружены -- результат проб отрицательный. Впрочем, медики вообще категорически отрицают саму вероятность заражения через альбумин. Как объяснил вчера директор Центра крови Федерального медико-биологического агентства Евгений Жибурт, этот препарат, изготовляемый на основе плазмы крови, проходит цикл химической обработки, включая инактивацию вируса и пастеризацию. «Даже если вирус каким-то фантастическим путем действительно попал в исходное сырье, он был убит в процессе изготовления препарата», -- подчеркнул г-н Жибурт.

Директор Центра крови вступил и в заочную дискуссию с главным государственным санитарным врачом Москвы Николаем Филатовым, который ранее не исключил «теоретическую возможность попадания зараженной плазмы из Воронежа в медицинские учреждения столицы». «Плазма от этого донора в Москву не попадала!» -- утверждает в свою очередь Евгений Жибурт. Заместитель главного врача Московской станции переливания крови Николай Афонин также настаивает на том, что его подразделение не получает донорскую кровь из Воронежа для столичных больниц. По крайней мере для тех, которые находятся в ведомстве департамента здравоохранения Москвы. «У нас имеются договоры с рядом областных станций, причем мы им выставляем условия, как они должны работать, -- подчеркнул г-н Афонин. -- Кровь тщательно проверяется на месте теми системами, использования которых мы требуем». Правда, он признал, что «в столице есть множество ведомственных больниц, которые проводят собственную политику».

При этом медики признают, что, даже разыскав всех принимавших альбумин жителей Воронежа и продемонстрировав результаты их проб на ВИЧ, власти не смогут ликвидировать развивающуюся у россиян фобию. Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей» директор Центра крови объяснил, что совсем исключить риск передачи ВИЧ-инфекции медицинским путем пока невозможно. «Там, где работает оператор, человек, всегда есть риск, что могут быть перепутаны этикетки, а сотрудник капнет кровь не в ту лунку», -- говорит Евгений Жибурт. Однако этот риск и сейчас невелик, а свести его совсем уж к минимуму можно, максимально сократив человеческий фактор и, например, проверяя кровь доноров в генодиагностических лабораториях. Углубленный анализ крови доноров в тех странах, где такие лаборатории существуют, на каждый миллион донаций обнаруживает одного «скрытого» вирусоносителя, который на момент сдачи крови сам не знал, что заражен. В США, как рассказал г-н Жибурт, от доноров получают ежегодно в 3,5 раза больше крови, чем в России, но эта кровь обследуется в 50 лабораториях иммуноферментного анализа и 20 генодиагностических лабораториях. «Там очень дорогое и высокотехнологичное оборудование, которое работает 24 часа в сутки, но зато сводит до минимума риск, связанный с «человеческим фактором». У нас же 600 лабораторий иммуноферментного анализа, лаборанты, и ни одной зарегистрированной генодиагностической», -- посетовал директор Центра крови.

Ирина БЕЛАШЕВА