Время новостей
     N°164, 10 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.09.2001
Русский Север открыт
Фотографии американского профессора показаны в Музее архитектуры
Выставка «Русский Север. Свидетельство Уильяма Брумфилда» в Музее архитектуры -- это действительно свидетельство. Документальное свидетельство американца о существовании огромной страны за пределами Москвы, красивой, гигантскими расстояниями и невозможными дорогами по-прежнему отрезанной от остального мира. Но одновременно это и свидетельство существования Музея архитектуры, который стараниями нового директора Давида Саркисяна в последние полтора года стал одним из самых модных и активных в Москве. Выставка проводится в роскошных, пустоватых, нуждающихся в ремонте залах музея. Несколько лет занятые салоном элитной мебели, они все еще выглядят не вполне обжитыми музеем, и мало кто уже помнит, что именно здесь размещалась когда-то его постоянная экспозиция.

Выставка Уильяма Брумфилда -- продолжение программы фотографических выставок музея, привлекает странным сюжетом, недорогим и эффектным дизайнерским решением. На протяжении 30 лет американец работал в местах столь удаленных, куда и попасть-то иностранцу еще недавно было совсем нелегко. Свои путешествия по России Брумфилд описывает как экзотическое и нелегкое «приключение». Фотографии знаменитых памятников на Соловках и в Кижах, деревянных деревенских церквей и покосившихся домиков в полузаброшенных деревнях вставлены в большие неровно обрезанные стекла. Их неправильные многоугольники и создают странное ощущение нереальности, разрушают тщательную документальность фотографий и артистически связывают их с залами музея. Некоторые фотографии сопровождены тоже как будто случайными аннотациями -- небольшими записками. Брумфилд с удовольствием описывает свои путешествия -- вертолеты, «уазики», «зимники», чудом сохранившиеся деревни. Он открывает свою Россию, о которой никто не знает в том мире, где он родился и вырос.

Профессор славистики и автор многих книг, Уильям Брумфилд увлечен русской архитектурой и стремится сделать такие фотографии, которые бы представили архитектурный памятник, создать полноценные копии почти недоступных и быстро разрушающихся архитектурных шедевров. Невероятные возможности, предоставленные фотографией архитектуре, породили и странное ощущение о возможности ее полной замены фотографией. Знакомая многим радость увидеть уникальный памятник продолжается в желании увезти его с собой на фотографии, поделиться им с другими. Такие попытки всегда сопровождаются некоторым разочарованием, но будут предприниматься вновь и вновь.

Уильям Брумфилд, конечно, не первый фотограф на русском Севере. Другие -- профессионалы и любители -- снимали для себя, для книг, но, к сожалению, почти никогда для выставок. Чувствуется, что Брумфилд тщательно изучил эти снимки (во множестве хранящиеся в фототеке того же Музея архитектуры), учел и использовал многолетний опыт советской фотографии. Но при этом сохранил некоторую холодность «взгляда со стороны».

Фаина БАЛАХОВСКАЯ