|
|
N°230, 09 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия и Европа устали друг от друга
На переговорах 7 декабря в Брюсселе делегации российского правительства и Европейской комиссии (КЕС, главный исполнительный орган Евросоюза) обсуждался и вопрос о судьбе Соглашения Россия -- Европейский союз, которое истекает в ноябре 2007 года. С юридической точки зрения «проблемы 2007 года» не существует: после завершения первого десятилетнего срока действия соглашение может ежегодно продлеваться хоть до бесконечности. Однако замена его новым документом, более внятно отражающим качество отношений ЕС и России, становится все более насущной.
Более активную позицию здесь занимает Москва. На прошлом саммите Россия -- ЕС 4 октября в Лондоне нашим европейским друзьям было сказано, что правовая база отношений устарела и пора готовить новый договор. В Брюсселе это восприняли без восторга. Там считают, что дела в России идут не так чтобы блестяще и подписываться на выработку нового соглашения бессмысленно. Да и ситуация в Евросоюзе, где после провала единой конституции царят разброд и шатание, не способствует разговору по существу с Россией.
Кроме того, совсем недавно, на майском саммите в Москве, Россия и Евросоюз с большой помпой одобрили дорожные карты сближения в области экономики, внутренней и внешней безопасности и культуры. То, что эти дорожные карты стали невнятным набором пожеланий, никого особенно не смущает. В Еврокомиссии привыкли и любят работать в условиях бюрократической невнятности. Ведь так легче всего «развести» партнера, воспользовавшись навыками административной эквилибристики, накопленными за 50 лет общения со строптивыми европейскими столицами.
Если в Брюсселе и европейских столицах все-таки решат облагодетельствовать Россию новым договором, то его подготовка будет поручена все той же Еврокомиссии. И вот тогда в дело включатся десятки европейских чиновников, противопоставить которым как в кадровом, так и в материальном смысле Москве нечего. У России по-прежнему нет единой и слаженной переговорной команды по «работе с ЕС», а разные направления сотрудничества разбросаны по отдельным ведомствам, преследующим часто собственные задачи.
В результате Москва рискует получить где-нибудь в мае 2007 года развернутый проект нового соглашения, страниц на 200, подготовленный в недрах евробюрократии. И вот тут российским переговорщикам придется несладко. В условиях дефицита времени и кадров Россия, забрасываемая постоянно новыми предложениями и проектами из Брюсселя, в конце концов может сдаться и, «отбив» два-три политических вопроса, примет большинство предложений Еврокомиссии. Повторится история с действующим соглашением и пресловутыми дорожными картами, дизайн и структура которых с головой выдают чисто брюссельское происхождение.
С этим и будем жить. Стоит ли говорить, что, согласившись на повестку ЕС в качестве совместной, Россия вновь не сможет ее выполнять. В итоге все вернется на хорошо известный круг с непременными разговорами о европейских ценностях, деловитым выбиванием из нас конкретных экономических уступок и «дружеским» выдавливанием из остатков зоны российского влияния в СНГ и за его пределами.
Другое дело, что у Москвы и ЕС нет сейчас понимания того, какой, собственно, договор им нужен. Россия и Единая Европа заметно устали друг от друга. Сократилось и число желающих творчески отнестись к планам сотрудничества, даже авторитетные специалисты предпочитают не сходить с накатанных рельсов.
Поэтому-то и раздаются призывы «подлатать» старое соглашение. Добавить в него пару-тройку пассажей о невиданных успехах России в деле собственной европеизации и десяток обещаний и далее двигаться по пути, начертанному в Брюсселе. И успокоить себя мыслью о том, что, найдя временное решение сейчас, Москва сможет выступить со стратегическими планами завтра.
Но, имея дело с такой цепкой к чужим обещаниям организацией, как Евросоюз, нужно понимать, что сильно рискуешь. В первую очередь тем, что временное, техническое и приземленное решение станет постоянным. И вот тогда новые идеи, которые могут родиться в России, окажутся не нужны. Да и сама среда отношений Россия--Евросоюз, унылая, как тексты дорожных карт, не будет способствовать той дискуссии, которая необходима для появления новых идей и планов.
Чтобы этого избежать, России нельзя ограничиваться общими разговорами о необходимости нового договора. Уже сейчас необходимо проявить инициативу и подготовить несколько вариантов нового договора, проконсультировавшись с деловым сообществом, наукой и организациями гражданского общества. Для этого в России должна не только вестись активная дискуссия на столь важную тему, но и быть сформирована профильная команда представителей различных ведомств. Время еще есть. Важно не опоздать.
Тимофей БОРДАЧЕВ, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН