|
|
N°228, 07 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Як» под стеклом
В Малайзии начала работу оружейная выставка
Сегодня на малазийском острове Лангкави пройдет торжественное открытие 8-й Международной выставки авиакосмической и морской техники ЛИМА-2005 (Langkavi International Maritime and Aerospace Exhibition), однако уже вчера некоторые российские участники этого крупного оружейного шоу провели презентацию своего продуктового ряда. Первыми «отметились» корпорация «Иркут» и авиастроительная холдинговая компания «МиГ».
Иркутяне за 70 с лишним лет существования предприятия построили более двух десятков типов авиатехники, которая сегодня эксплуатируется в 40 странах мира. Не изменяя традиционной масштабности, «Иркут» сейчас вобрал в себя два других авиационных КБ -- Яковлева и Бериева, а также заводы, производящие как летательные аппараты, так и авионику. На выставку ЛИМА-2005 «Иркут» представил уже хорошо знакомые в Юго-Восточной Азии Су-30МКИ, поставляемые в Индию, и Су-30МКМ -- для хозяйки выставки, Малайзии. У первой с «Иркутом» контракт на 190 машин, со второй -- пока на 18.
Су-30 в регионе обожают. И есть за что. Машина сверхманевренная за счет двух двигателей с изменяемым вектором тяги, каждый из которых имеет ресурс 6 тыс. часов. На самолете стоит новый радар с фазированной антенной решеткой и дальностью обнаружения цели до 250 км. Он позволяет одновременно сопровождать 15 целей и вести огонь по четырем. Или по одной воздушной и одной наземной. И уж совсем роскошь для истребителя -- Су-30 может быть топливозаправщиком в воздухе. Создателей этой чудо-машины нельзя обвинить в голословной рекламе. Су-30, пилотируемые индийскими и сингапурскими летчиками, уже трижды на учениях противостояли американцам на их знаменитых F-15 и F-16, счет -- 28 выигранных учебных боев из 30. Последнее подобное "ристалище" было 28 ноября этого года.
Проводя в последнее время ставшую модной агрессивную маркетинговую политику по продвижению на международный рынок учебно-боевого самолета Як-130, строящегося совместно с фирмой им. Яковлева, «Иркут» даже «сорвал» одну из двух машин с государственных испытаний и привез на Лангкави, чтобы показать ее в деле. Опыт строительства учебных самолетов у КБ им. Яковлева большой -- 80 лет. В США и Англии и сегодня летают более 300 яковлевских изделий. Но сейчас на рынок предлагается не просто учебный самолет, а комплексная система подготовки летчика. Она включает работу на тренажерах, в дисплейных классах, полеты на поршневом Як-52 и только потом -- на Як-130. «Иркут» предлагает поставлять все оборудование для осуществления такой программы.
Як-130 привлекает внимание потенциальных покупателей тем, что это не чисто учебная, а учебно-боевая машина. В таком варианте ее охотно берут страны, стесненные в средствах. Еще одно заманчивое обстоятельство -- его радиоэлектронное оборудование поколения «4+» изготовлено с учетом стандартов НАТО -- мультиплексный канал связи дает возможность сопрягать оборудование самолета с любой западной информационной системой. Кабину же Як-130 даже иностранные специалисты относят к пятому поколению. Ее не зря называют стеклянной -- там нет ни одного электронно-механического прибора, вся информация отображается на стекле. И наконец самолет имеет собственную станцию по выработке кислорода.
Еще один конек «Иркута» -- многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Он может быть использован как пожарный самолет: при волне до трех баллов Бе-200 может за 18 секунд «зачерпнуть» в себя 12 тонн воды и оросить площадь более 5 тыс. кв. м. В Малайзии создается центр по продвижению этой машины на рынки Юго-Восточной Азии. Кстати, на саммите Россия--АСЕАН в малазийской столице Куала-Лумпур 12 декабря, где будет присутствовать российский президент Владимир Путин, Бе-200 совершит демонстрационный полет.
В последнее время продуктовый ряд «Иркута» прирос шестью типами беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), изготавливаемых по заказу российского МЧС. Представитель «Иркута» Анатолий Малов рассказал обозревателю «Времени новостей», что БПЛА производятся весом от двух (их запускают с руки) до 850 кг -- для запуска с пусковой установки. Причем эта тяжелая машина выпускается и в пилотируемом варианте, ее оснащают телекамерой, оптикой, приборами ночного видения. Более того, по словам г-на Малова, под БПЛА в 850 и 200 кг разрабатывается специальный миниатюрный радар. Практически все выпускаемые «Иркутом» беспилотники легко интегрируются в любую воздушную или же наземную систему интегрирования. Например, в тот же Бе-200.
Беспилотники, производимые «Иркутом», задуманы как чисто гражданская продукция. Однако вице-президент по маркетингу фирмы им. Яковлева Аркадий Гуртовой здесь, на Лангкави, открыл секрет: у них уже есть военные разработки БПЛА, в том числе и с европейскими компаниями. В частности, с итальянской «Финмекканика». Еще одно сравнительно новое направление иркутского предприятия -- диверсификация собственного производства: изготавливают некоторые комплектующие для европейского авиагиганта «Эрбас».
Фирма «МиГ», имеющая портфель заказов в 1 млрд долл. и увеличившая в этом году объем продаж на 13%, представляет на ЛИМЕ-2005 истребитель МиГ-29СМТ. Основная особенность этого самолета -- новая бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ». Его модификации -- МиГ-29СМ -- с меньшей и более дешевой программой модернизации и МиГ-29УВТ -- с управляемым вектором тяги, что называется, на подходе. Работает фирма и над корабельными истребителями для Индии. Первый экземпляр в сборочном цехе, испытательный полет назначен на начало следующего года.
Вообще по критерию «эффективность-стоимость» с «МиГом» тягаться весьма сложно. К тому же новая система эксплуатации самолета, которая представлена на выставке, еще более уменьшает затраты.
Интересно, что «Иркут» и «МиГ» (с приходом к руководству в "МиГ" главы «Иркута» Алексея Федорова) многими воспринимаются как одна компания, тем не менее они играют на одном поле. «МиГ» также создает беспилотные летательные аппараты, также производит учебно-боевой самолет МиГ-АТ. Но это сходство, как пояснили на выставке обозревателю «Времени новостей», обманчиво. «Иркут» -- акционерное общество, а «МиГ» -- федеральное государственное унитарное предприятие. Первые производят чисто гражданские беспилотники, вторые -- военные, да и учебно-боевые самолеты у них разные -- каждый занимает свою рыночную нишу. Впрочем, и те, и другие эти различия пытаются получше продать на выставке в Малайзии.
Николай ПОРОСКОВ, Лангкави