|
|
N°228, 07 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высокие отношения
Цены монополий адаптируют под потребителей
Тарифная политика в России -- тайна за семью печатями для рядового потребителя электричества, газа, воды и прочих жизненно необходимых услуг. Федеральная служба по тарифам (ФТС) предложила свой вариант решения проблемы. На совещании в Торгово-промышленной палате по вопросам тарифной политики глава ФТС Сергей Новиков представил проект законопроекта под условным пока названием «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них». Правда, как регулировать цены на бензин, в нем не сказано. Зато ФТС обещает не пытаться подвести под госрегулирование то, что государство не регулирует сейчас -- цены на хлеб, спички, водку.
Принципиальное отличие нового подхода от действующего ныне -- в переходе от регулирования деятельности монополий к регулированию их отношений с потребителями: потребители должны гарантированно получить стандартный набор услуг по стандартной и доступной цене. В проекте закона прописывается ряд принципов, которые для монополистов по задумке должны стать «настольной книгой». Например, предоставление потребителям определенной «корзины услуг», сократить которую монополист по своему усмотрению не сможет. Декларируя универсальность услуг, законопроект говорит, что право каждого гражданина на доступ к жизненно важным услугам накладывает на монополии обязательства предоставлять эти услуги на особых условиях. (Даже если монополии это не очень выгодно или затруднительно). Причем с полным территориальным охватом и бесперебойно. Одновременно с поставкой услуг до потребителей должна доводиться информация о стандартах качества, включая механизмы защиты от непредоставления этих услуг или товаров.
Отдельно в законопроекте оговаривается безопасность (учитывая риски техногенных аварий и терактов) и ценовая доступность, так как необоснованное повышение цены может сделать услугу монополии недоступной для потребителей, а следовательно, снизить качество их жизни. Причем регулирование верхнего предела цены должно учитывать территориальную специфику и уровень жизни в том или ином регионе. А на случай возможных конфликтов, говорится в проекте, нужно в гражданском и административном законодательстве прописать порядок досудебного урегулирования споров между монополиями и потребителями.
Новый закон должен не только не ущемлять интересы потребителей в пользу монополий, но создавать благоприятные условия для работы монопольным секторам экономики, говорит Сергей Новиков. По его мнению, нужно снизить регуляторную нагрузку на бизнес и максимально расширить набор инструментов госрегулирования. Действующий закон «О естественных монополиях», поясняет глава ФТС, устарел в том, что предписывает осуществлять ценообразование без учета каких-либо стандартов качества и не оговаривает взаимоотношения потребителей и монополий. Но главное -- не предусматривает косвенных методов регулирования. «И это беда всей тарифной политики в целом, -- говорит глава ФТС. -- Мы либо устанавливаем избыточно жесткое регулирование, либо ударяемся в другую крайность и начинаем говорить о полном дерегулировании».
Косвенные инструменты ценового воздействия не должны нарушать принципов рыночной экономики, и в качестве примеров в проекте закона приведены несколько из них: регистрация цен, введение обязательного предварительного декларирования тарифов, заключение соглашений между монополиями и органами регулирования цен (если это не противоречит законодательству), введение стандартов раскрытия информации и типовых договоров со стандартами обслуживания потребителей. Есть и довольно передовые методы, например, установление цены на уровне лучшего стандарта в отрасли.
Однако четко обозначить предел, насколько государство может и должно регулировать тарифы, глава ФТС, похоже, пока не может, подчеркивая, что концепция законопроекта будет дорабатываться с учетом предложений заинтересованных ведомств. (Недаром на согласование проекта берется полгода, представить в Госдуму проект закона планируется лишь в конце 2006 года). Единственное, что не подлежит обсуждению даже в качестве идеи, предостерегает Сергей Новиков, это расширение регулирующих функций государства.
Эксперты настроены к предложениям ФСТ довольно критично. "О какой оптимизации госрегулирования тарифов сегодня вообще можно говорить, если все тарифы регулируются десятком различных органов и устанавливаются путем сговора между монополистами, либо между монополистами и правительством, как это произошло с бензиновыми ценами",-- говорит Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России. Динамика роста цен на бензин в нынешнем году дала гражданам 80-процентную «накрутку» к концу года, а цена авиатоплива для авиаперевозчиков увеличилась на 100%, поясняет он.
"Непонятно, кто возьмет на себя ответственность рассчитывать тарифы, ведь одним из первых уничтоженных союзных органов был Госкомцен, и до сих пор в стране нет настоящего ценового аудита и специалистов по ценообразованию, в том числе и в антимонопольных органах",-- считает заместитель председателя общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго Наталья Фонарева.
"А что будет с ценами на бензин после 1 января?" -- задал самый актуальный тарифный вопрос Сергею Новикову председатель ТПП Евгений Примаков. "Действительно в некоторых регионах есть только одна компания -- поставщик ГСМ, а где их две -- уже сговор, как регулировать цены в таком случае", -- поддержал коллегу депутат Госдумы Виктор Семенов. Однако что будет с ценами на бензин, главный "ценовик" страны ответить не смог. "Инструменты регулирования цен есть у ФТС, ФАС и органов регулирования финансовых рынков, и после Нового года эти инструменты не предполагается менять, так что с ценами на бензин будет как будет", -- признал г-н Новиков.
Ирина СКЛЯРОВА