|
|
N°228, 07 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олигархи против российского бизнеса
Сербские политики не поделили спонсоров
В понедельник в Белграде побывал верховный представитель Европейского союза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Он довел до сведения руководства Сербии рекомендации ЕС по реформированию естественных сербских монополий и принципам приватизационной политики. Реформы в социально-экономической сфере являются ключевыми для интеграции Сербии и Черногории (СиЧ) в Евросоюз.
Тематика переговоров г-на Соланы непосредственно затрагивает интересы России. Российский бизнес хочет поучаствовать в приватизации сербских предприятий в банковской, нефтегазовой и энергетической отраслях. Однако здесь возникают сложности, которые усугубляются неоднозначной ситуацией вокруг отмены 28 ноября визита в Москву премьер-министра Сербии Воислава Коштуницы.
Коштуница должен был открыть сербскую торгово-промышленную выставку в Гостином дворе. Однако сделал это министр торговли, туризма и услуг Сербии Боян Димитриевич, после чего сербские СМИ стали выдавать броские комментарии по сорвавшемуся визиту премьера. Белградская газета "Блиц" даже не поленилась подсчитать, что расходы на делегацию составили почти 63 тыс. евро, "вынутых из карманов сербских граждан". И это при том, что дорогу и проживание 15 высокопоставленных чиновников оплатило правительство Москвы.
Однако советник по прессе и культуре посольства Сербии и Черногории в Москве Небойша Еркович напомнил "Времени новостей" о позитивных итогах визита. По его словам, сербская сторона внимательно анализирует соглашения, заключенные при участии более 300 фирм, так что сотрудничество будет развиваться.
Но почему все-таки Воислав Коштуница не прилетел в Москву?
По словам г-на Ерковича, сербский премьер был готов открыть выставку. Однако в Белграде в неподходящий момент поссорились серб Вук Хамович и черногорец Воин Лазаревич -- два олигарха и главных финансиста Демократической партии Сербии (ДПС). Эту партию как раз возглавляет Воислав Коштуница.
По данным источников "ВН" в Белграде, Вук Хамович намерен перейти в лагерь Демократической партии (ДП) сербского президента Бориса Тадича. Последний не в восторге от такой перспективы, однако надеется, что олигарх поможет ему преодолеть кризис в партии. При всем при этом г-н Хамович намерен купить ведущую энергетическую компанию Сербии -- ЕПС -- против чего выступает Воислав Коштуница. Именно в приватизации ЕПС хочет поучаствовать российский бизнес.
Правительство г-на Коштуницы располагает в скупщине (парламенте) Сербии зыбким большинством. Чтобы удержаться у власти, ДПС даже готова к союзу с националистической Радикальной партией. Это-то и напугало Вука Хамовича. Более того, никто в Сербии не может сказать, сохранится ли вообще нынешний состав скупщины. В парламенте разгорается скандал вокруг возможного подкупа депутатов некоторыми олигархами.
В Москве настороженно относятся к Воину Лазаревичу и Вуку Хамовичу. Как написала на днях сербская газета "Глас явности", явно намекая на британские спецслужбы, оба олигарха "близки к британскому правительству". Благодаря такой близости бизнесменам сходят с рук и некоторые сомнительные сделки. Особенно это касается г-на Хамовича.
По данным лондонской газеты "Гардиан", контролируемая Хамовичем и базирующаяся в Лондоне компания "Энерджи файнэнсинг трейд" (ЭФТ) последние годы находится под пристальным вниманием британских правоохранительных органов. Компания подозревается в коррупции и незаконных операциях на Балканах. Полученные средства Вук Хамович размещает на подозрительных счетах офшорных компаний на Кипре, на островах Джерси и Мэн и на британских Виргинских островах.
Пока олигарх выходит сухим из воды. Более того, он приобрел 80% балканских энергосетей. "Энерджи файнэнсинг трейд" (помимо Белграда имеющая представительства в Сараево, Тиране, Бухаресте, Любляне, Будапеште и Скопье).
Вук Хамович -- владелец ЭФТ, а вот другой близкий Коштунице олигарх, Воин Лазаревич, -- директор белградского представительства этого же картеля. В 2000--2001 годах Лазаревич был советником черногорского правительства по внешнеэкономическим вопросам. В июле 2002 года, пережив покушение на свою жизнь в Белграде, бизнесмен переехал в Лондон.
Вот такие крутые конкуренты у российского бизнеса в Сербии, а теперь, похоже, и у Воислава Коштуницы. Кроме того, сербы не скрывают, что хотели бы развивать связи не только с Россией, но и гораздо в большей степени с Евросоюзом. Как отметил на днях в интервью корреспонденту "ВН" глава МИД СиЧ Вук Драшкович, российско-сербские связи приобретут истинный размах тогда, когда ключевым партнером Россию признает не только Сербия, но и Евросоюз. Один из аккредитованных в Москве сербских журналистов объяснил корреспонденту "ВН" ситуацию более доходчиво: "Раз мы (то есть сербы. -- Ред.) хотим вступить в Евросоюз, то мы должны учитывать его интересы".
Петр ИСКЕНДЕРОВ