|
|
N°227, 06 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пошли на внедрение
В Кремле определили судьбу закона «О недрах»
Разработанный министром природных ресурсов Юрием Трутневым закон «О недрах» еще может быть рассмотрен Думой в первом чтении до конца года. Как стало известно «Времени новостей», итогом состоявшегося в прошлый четверг рабочего совещания у Владимира Путина с участием руководства кабинета министров стало решение не тянуть с принятием закона. Между тем, накануне этого совещания и даже после него высокопоставленные чиновники заявляли, что к законопроекту столько вопросов, что лучше обойтись принятием поправок к действующему закону «О недрах».
«Было решено, что (в документе - Ред.) есть вещи, которые нуждаются в доработке», -- сказал один из участников совещания. По его словам, «концептуальных разногласий немного, больше разногласий технического характера». «Это не вопрос первого чтения», -- считает собеседник газеты, отмечая, что попасть в ближайшее время в Думу у документа есть «все шансы». Другой источник «Времени новостей» уверяет, что подготовка поправок к законопроекту завершится уже сегодня. Правда «Газпром», пользуясь тем, что закон вернулся в правительство, не оставляет надежды внести в него свои коррективы.
Владимир Путин для решения судьбы законопроекта собрал высший состав правительства - премьера Михаила Фрадкова, его заместителя Дмитрия Медведева, министров Виктора Христенко, Германа Грефа, Юрия Трутнева. Как рассказал «Времени новостей» один из источников, на совещании гг. Христенко и Греф выступали «однозначно за принятие закона, однако Фрадков по-прежнему сопротивлялся». Как уверяет источник, в конечном счете президент согласился с тем, что необходимо принимать новый закон. Не исключено, что иностранные компании будут беспрепятственно допускать лишь к первому этапу геологоразведочных работ, т.е. фактически им оставят лишь сейсморазведку. Однако их участие в стадии более подробной разведки, после которой запасы ставятся на баланс, будет ограничено.
Накануне совещания у президента его помощник Игорь Шувалов заявлял, что «по закону лучше не торопиться» и не исключал, что пока власти лишь подправят нынешнее законодательство. С докладом на совещании выступал Дмитрий Медведев. Кремлевская пресс-служба ничего не сообщила не только об итогах мероприятия, но и о самом его факте. А вот в пятницу Белый дом объявил о решении образовать правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Руководителю аппарата правительства Сергею Нарышкину было поручено доработать с учетом результатов состоявшегося обсуждения и внести проекты актов правительства об утверждении положения о новой комиссии и ее составе на этой неделе.
Президенту пришлось подключиться к работе над законопроектом, поскольку правительственные чиновники никак не могли согласовать между собой позиции по этому вопросу. Проект документа был в июне одобрен правительством и внесен в Госдуму. Первое слушание планировалось провести 2 ноября. Однако в этот день Минприроды распространило заявление, где сообщило, что просит перенести рассмотрение, аргументируя это необходимостью внести в проект критерии определения стратегических месторождений, которые были разработаны уже после того, как закон попал к депутатам. Юрий Трутнев планировал, что в конце ноября первое чтение все же будет проведено.
Однако его прогнозы не оправдались. Хотя весной г-н Фрадков подписал документ, неожиданно оказалось, что у главы кабинета есть к нему масса претензий. В частности, по словам источников «Времени новостей», на совещании в правительстве 28 ноября был единственным, кто высказался против внесения проекта в Думу в нынешнем виде, полагая, что закон слишком лоялен к иностранным компаниям, хотя частично и ограничивает их доступ к российским недрам. Вариант, разработанный МПР, предполагает появление стратегических месторождений, запасы которых по газу превышают 1 трлн кубометров, по нефти - 150 млн. тонн, по золоту - 700 тонн, по меди - 10 тыс. тонн. Сейчас в нераспределенном фонде всего пять таких участков -- газовое Чаяндинское, нефтяные им. Романа Требса и им. Анатолия Титова, меди -- Удоканское и золота -- Сухой Лог. В этих проектах российской стороне должно принадлежать не менее 50%.
Новый закон в целях стимулирования геологоразведки предусматривает появление так называемых сквозных лицензий. То есть компания, получившая право на разведку, в случае обнаружения на участке запасов полезных ископаемых, автоматически получает право их разработки. По мнению г-на Фрадкова, таким образом иностранцы могут получить доступ к стратегическим месторождениям. Кроме того, новая редакция подразумевает отказ от проведения конкурсов и полной заменой их на аукционную систему, когда решающую роль играет лишь цена, заплаченная за актив.
Глава Росэнерго Сергей Оганесян, тем не менее, опасается, что новый закон появится не скоро. Вчера он заявил на слушаниях в Совете Федерации, что необходимо внести поправки в действующий закон. В числе поправок он назвал положение о сквозных лицензиях, а также возврат системы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, по мнению г-на Оганесяна, «государство должно открывать месторождения, а затем на аукционных торгах продавать», и в этом случае получит куда больше, чем если будет продавать «белое пятно».
На фоне битвы между правительственными чиновниками «Газпром» продолжает настаивать на том, что закон необходимо изменить еще более радикально. Вчера член правления компании, начальник департамента по добыче газа Василий Подюк заявил, что к категории стратегических месторождений следует отнести участки с запасами в 300 млрд. кубометров газа, а не 1 трлн кубоместов. По мнению г-на Подюка, подобные участки необходимо внести в федеральный фонд месторождений. Правила пользования ими необходимо утверждать распоряжением правительства. Кроме того, отбор претендентов на газовые месторождения, по его мнению, должен происходить в два этапа: на первом особое внимание следует уделить новым технологиям, которые может предоставить тот или иной соискатель, и лишь затем принимать во внимание размер суммы, предложенной за участок.
Денис РЕБРОВ, Вера СИТНИНА