|
|
N°227, 06 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерный бум
Власти Ирана одобрили строительство еще одной АЭС
Правительство Ирана на воскресном заседании под председательством президента страны Махмуда Ахмадинежада решило построить в стране еще одну атомную электростанцию -- на юго-западе страны в провинции Хузестан. Кроме того, как сообщил вчера журналистам секретарь Высшего совета по национальной безопасности (ВСНБ) Али Лариджани, до марта следующего года Иран объявит тендер на строительство этой электростанции и даже еще одной. Судя по всему, г-н Ахмадинежад пытается продемонстрировать, что, несмотря на нерешенность проблемы обогащения урана, не намерен останавливать исполнение законопроекта о строительстве в ближайшие десять лет АЭС общей мощностью 20 гВт. В то же время гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммад аль-Барадеи призвал вчера Иран и страны Запада воздержаться от эскалации напряженности в отношении иранской ядерной программы. «Пострадают все, это как открыть ящик Пандоры», -- заявил г-н аль-Барадеи в интервью британской Independent. Началом такой эскалации, считает он, может стать возможное возобновление работ на иранском подземном заводе по обогащению урана в Натанзе.
Сейчас в Иране строится первая атомная электростанция -- в Бушере. Подрядчиками являются российские компании, при этом летом следующего года первый блок мощностью 1000 МВт будет сдан в опытную эксплуатацию, а к концу года -- в промышленную. Российские компании, в частности «Атомстройэкспорт», готовы не только строить второй энергоблок Бушерской АЭС, но также и участвовать в сооружении новых атомных станций в Иране.
Тем не менее проблема обогащения урана по-прежнему не снята с повестки дня. «Я знаю, что они стремятся получить полный ядерный цикл, -- заявил г-н аль-Барадеи о намерениях иранцев. -- А когда полный ядерный цикл есть, это значит, что осталось несколько месяцев до ядерного оружия». Тем не менее гендиректор МАГАТЭ не утверждает, что Иран стремится получить ядерное оружие: «Трудно прочитать их намерения. И мы все еще осуществляем программы, чтобы быть уверенными, что все у них в мирных целях».
До конца декабря гендиректор МАГАТЭ ожидает «проведения переговоров о переговорах» между Тегераном и евротройкой в составе Великобритании, Германии и Франции. Они были прерваны в августе -- тогда Иран отказался от добровольно взятых на себя обязательств заморозить работы по обогащению урана и начал конверсию урана (это подготовительная фаза обогащения) на своем предприятии в Исфахане. При этом, как заявил вчера г-н Лариджани, «темой переговоров с европейцами станет проблема обогащения урана, необходимого для обеспечения ядерным топливом атомных электростанций, строительство новых АЭС обсуждаться не будет».
А как заявил г-н аль-Барадеи, «главная надежда на продолжение переговоров сейчас находится в компромиссных решениях России, которая предложила обогащать уран для Ирана вне его территории». Суть российского предложения, как уже сообщалось, состоит в следующем. Иран проводит у себя подготовительную фазу обогащения урана -- конверсию, то есть превращение урановой руды в газ. Этот газ в специальных емкостях перевозился бы в Россию, где и проводилось бы обогащение. "Считаем, что эта идея вполне работоспособна, и она может позволить выйти на всеобъемлющий и взаимоприемлемый пакет договоренностей и позволит восстановить доверие в иранском ядерном вопросе", -- заявил на днях глава российского МИДа Сергей Лавров.
И хотя Тегеран скептически отнесся к этой идее (ведь у него нет гарантий того, что Россия не откажется от поставок ядерного топлива), но, как утверждает г-н аль-Барадеи, «Иран не высказывал категорического отказа от предложений России». Впрочем, вчера по этой теме высказался официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи: «Никаких планов от России мы не получали».
Андрей ЗЛОБИН, Иван ГОРДЕЕВ