|
|
N°227, 06 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Такова селяви
У французского кино сегодня старое лицо
В этом году фестиваль «Французское кино сегодня» эмигрировал из Москвы. Его открытие состоялось во Владивостоке, а продолжение последует в Екатеринбурге. К сожалению, за пять лет в столице этому фестивалю не удалось стать концептуальным событием, как это произошло, к примеру, с японским фестивалем. Что неудивительно, поскольку рекламная акция, которую проводит в разных странах мощная госорганизация Unifrance, основывается на фильмах, уже приобретенных для проката и стоящих в сетке кинотеатров, -- вот и вся концепция. До регионов эти картины докатывались куда позже, если вообще туда попадали. Попытка французов помериться силами с Голливудом на наших экранах перенесена теперь ближе к народу. Возможно, в провинции выше вероятность встретиться со своим зрителем, с теми, кто вырос на французском кино, которое в советском прокате почти полностью подменяло собой весь зарубежный кинематограф, долгие годы оставаясь и знаменем искусства как такового, и школой искусства жить.
Открылся фестиваль фильмом Фредерика Форестье «Крестные отцы», который выходит на этой неделе и в московский прокат. Это комедия о стариках-разбойниках, разыгранная как ироничное признание в любви французскому нуару 60--70-х годов. Герои когда-то пытались очистить сейф ювелирного магазина, но один из них оказался запертым в том самом сейфе со всей добычей. Спустя четверть века его поверенный разыскивает трех бывших подельников (актеры-ветераны Жерар Ланвен, Жак Вийере, Жерар Дармон) в разных странах и обещает от имени умершего в тюрьме товарища выдать их долю, если они разыщут его сына. Сынок (Паскаль Ренерик) выглядит настоящим лохом и работает экскурсоводом в Музее Бальзака. Однако крестным папашам из-за него не раз придется всерьез тряхнуть стариной и снова пойти на дело, чтобы под конец понять: парень их надул. Смотрится это кино как настоящее путешествие в прошлое. Сценарий, к которому с азартом приложили руку, кажется, все участники проекта, похож на лоскутное одеяло. В нем вольно процитированы хиты дуэта Ришар--Депардье «Невезучие» и «Папаши», к ним добавлены фильмы с Лино Вентурой (от «Искателей приключений» до «Прощай, полицейский!»), которые скрасили многим из нас школьные годы чудесные, плюс недавний «Шанс на двоих», где пожилые Ален Делон и Бельмондо побуянили на пару под закат своих карьер. А главное, здесь травестирован сюжет «Красного круга» Мельвиля, в котором Делон, Ив Монтан и Джан Мария Волонте грабили едва ли не тот же самый ювелирный магазин на Вандомской площади. Кстати, в Голливуде запущен ремейк этого фильма, и снимать его будет гонконгский китаец Джон Ву без всякой иронии.
Форестье же, снимая кино в старомодном размеренном стиле 70-х, хотя действие происходит в наши дни, сделал неверный выбор. Его герои, которым уже далеко за 50, похожи на Остина Пауэрса, не желающего ни при каких обстоятельствах расставаться со стилем своей юности. И стиль полностью поглотил смысл: очевидно, что ни обманщикам, ни обманутым украденные деньги по большому счету не нужны и ограбление задумано исключительно для того, чтобы развлечь зрителей. Но зритель при таком раскладе, конечно, предпочтет каких-нибудь «11 друзей Оушена» или -- что гораздо лучше -- наших «Стариков-разбойников», где правила игры, причины и цели обозначены четко.
Другая премьера фестиваля и московского проката -- «Один уходит, другой остается» Клода Берри. Тоже комедия. Тоже на фирменную французскую тему -- адюльтер в преклонном возрасте, приправленный лозунгом «такова селяви». Режиссер уверяет, что его картина автобиографична. Но из зрительного зала она смотрится концентрированной выдумкой в духе традиционного французского фарса. Два друга-антиквара заводят любовные интрижки на стороне. Ален (Пьер Ардити) потешно убегает без трусов из кровати молодой любовницы-африканки в постель к морщинистой супруге (Натали Бэй) и, как водится, врет обеим. Даниэль (Даниэль Отой) встречает молодую незнакомку (Шарлотт Гензбур) в день, когда его старшего сына от первого брака изувечило в аварии. К путанице его жизни прибавляется еще одно звено. Две линии -- фарсовая и мелодраматическая -- никак не хотят сливаться в единую историю о бесплодных усилиях любви. Да и об этой самой любви герои сообщают друг другу таким равнодушно-формальным тоном, что сериал «Саша + Маша» на этом фоне смотрится верхом драматизма. В сущности, главным отличием от поточной кинопродукции такого рода является возраст любовников. Французы будто поставили себе цель бороться с голливудским «зомбированием красотой» шоковыми методами. Безусловно, для людей, миновавших студенческий возраст, это может оказаться крайне полезной терапией. Жаль только, что, как правило, в кино ходят именно студенты. Поэтому и игра хороших актеров старой школы, и их смелость в рискованных сценах может остаться совершенно неоцененной.
Ирина ЛЮБАРСКАЯ