|
|
N°227, 06 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Когда в Украине все это просчитали, то прослезились»
Сегодня в Москве проведет переговоры спикер украинской Рады Владимир Литвин. Это плановая поездка -- парламенты двух стран каждые полгода обмениваются визитами на уровне руководства. Но на фоне охлаждения отношений Москвы и Киева приезд г-на Литвина приобретает особое значение. С большими сложностями продвигаются переговоры о транзите российского газа через Украину, из-за чего на неопределенный срок отложен визит премьер-министра России в Киев. Не исключено, что украинского политика сегодня примет и президент Владимир Путин. О целях своего визита Владимир ЛИТВИН рассказал корреспонденту «Времени новостей» в Киеве Светлане СТЕПАНЕНКО.
-- Вы представляете на этих переговорах исключительно Раду или на вас возложена еще и деликатная функция посредника между президентами?
-- Президенты не нуждаются в посредниках. Ввиду ответственности, присущей главам государств, они сделают все, чтобы пауза, которая зависла в наших отношениях, была снята как можно быстрее. Впрочем, в случае каких-либо сложностей я готов пойти на выполнение посреднической миссии. Пока другие политики держат паузу, должны говорить представители народов, то есть парламентов, обсуждая наиболее острые проблемы. Чисто ритуальные встречи не имеют смысла.
-- Чем объясняется затянувшаяся политическая пауза в двусторонних отношениях?
-- Мы никак не можем успокоиться после президентских выборов, я имею в виду прежде всего украинскую сторону. Дает о себе знать старая болезнь поиска врагов. Многие наши политики не преодолели эйфории. Они сбрасывают со счетов жесткие реалии, которые требуют прагматичного подхода к двусторонним отношениям. Украина должна прирастать не оппонентами, а друзьями.
-- В России настороженно восприняли состоявшийся на прошлой неделе в Киеве форум Сообщества демократического выбора, в котором участвовали Грузия, страны Балтии. Есть мнение, что такого рода форумы носят антироссийский характер. Будете ли вы разъяснять в Москве позицию Украины по данному вопросу?
-- Нет, поскольку форум проводился по инициативе президента, а не парламента. Каждая страна имеет право на проведение форума в любом формате. Но, на мой взгляд, совершенно неправильно делать вид, будто не существует России. Надо в такого рода сотрудничестве привлекать и вес России. К тому же я категорически против того, чтобы Украина выступала экспортером демократии. Во-первых, чужой суверенитет заслуживает уважения. Во-вторых, как показывает жизнь, других учат, когда дома что-то не получается. Это черта не только украинская, от которой нужно решительно отказаться. Имеет смысл учить личным примером, организовав свою жизнь более цивилизованно. Будем считать, что в дальнейшем в действиях Украины будет присутствовать больше реализма.
-- Будете ли вы затрагивать на переговорах в Москве газовую проблематику?
-- Это вопрос правительства, мы же затронем его политическую составляющую. Есть хорошая пословица: не буди лихо, пока оно тихо. Некоторые украинские чиновники к этому не прислушивались, что и привело к проблемам. Между Россией и Украиной был подписан договор на несколько лет вперед, по которому можно было спокойно жить и работать. Однако кое-кому в Украине захотелось внести новации: выйти на более «прозрачный» уровень отношений -- полный расчет живыми деньгами. Россия поддержала эти новации. Когда в Украине все это просчитали, то прослезились и предложили придерживаться существующих правил. Если мы будем фрондировать, пытаясь унизить и оскорбить, то второй стороне очень трудно будет удержаться от соответствующей реакции. Нужно успокоиться и провести предметные переговоры исходя из более широких, а не узковедомственных подходов. Каждая из стран будет придерживаться своих интересов, но истину можно найти посередине.
-- Министр обороны России Сергей Иванов заявил о возможном сворачивании двусторонних программ в сфере ВПК, если Украина вступит в НАТО...
-- Это высказывание вполне логично. Российские ракеты, а их обслуживают в том числе и украинские специалисты, нацелены не на Украину. Естественно, если Украина вступит в НАТО, то российская сторона будет пытаться создать у себя полный цикл производства, чтобы защитить свои государственные тайны и интересы. С начала 90-х годов взаимоотношения РФ и НАТО прошли целую эволюцию, как и отношения Украины с Альянсом. Россия пошла намного дальше нас в этом сотрудничестве. Украина также должна быть прагматичной. Для Украины важен сам процесс сотрудничества, а не конечный пункт назначения. Страна в буквальном смысле сидит на пороховой бочке, поэтому заинтересована в выделении средств НАТО для ликвидации боеприпасов и решения проблем экологии. Что касается членства, то для этого должна быть воля народа. В этом я полностью солидарен с президентом Украины, который твердо пообещал, что если вопрос встанет в такой плоскости, то его вынесут на всенародный референдум. Словом, пока мы ставим целью сотрудничество с НАТО, а дальше время покажет.
-- В Раде нередко звучат призывы пересмотреть либо досрочно расторгнуть соглашение о пребывании Черноморского флота России в Крыму. Насколько это серьезно?
-- Некоторых сторонников немедленного вывода российского флота в Раде я спрашивал: «Вот, приняли вы решение. А дальше что? Объявите войну России?» Глупо ставить вопросы, которые не дадут никакого практического решения, а только испортят отношения. В конституции Украины оговорен срок пребывания российского флота в Крыму, дата его вывода -- в далекой перспективе. Думаю, этот договор не будет нарушен.
-- Ющенко на днях заявил, что Украина готова ратифицировать ряд соглашений по Единому экономическому пространству (ЕЭП). Не означает ли это, что Украина пересмотрит прежние позиции?
-- Верховная рада поддержала членство Украины в ЕЭП с одним предостережением: процесс сотрудничества не должен выходить за рамки конституции. Моя позиция однозначна: соглашения, которые не противоречат конституции, мы должны подписывать. Если же Украина категорически не согласна с какой-либо позицией, то должна предложить свой вариант. Отказ же от сотрудничества воспринимается как политика слабых. Украинская политика должна строиться на основе аргументов, а не досужих разговоров. У украинского руководства начинает преобладать такой подход.
-- Кампания по выборам в парламент в марте 2006 года будет сложнее предыдущей?
-- Ставки очень высоки, поэтому борьба будет ожесточенной. Выборы должны дать ответ, прошла ли Украина точку невозврата к тому состоянию, в котором была до президентских выборов 2004 года. Одни попытаются закрепить свою победу, другие -- вернуть лидирующие позиции. Некоторые лица попытаются с помощью Рады обезопасить свое будущее, поскольку победители у нас живут по принципу «друзьям -- все, врагам - закон». На сегодня у нас зарегистрировано порядка 130 партий.
-- Вчера бывший охранник экс-президента Леонида Кучмы майор Николай Мельниченко дал пресс-конференцию, которую посвятил преимущественно вам. Насколько значительным фактором предвыборной кампании в Раду станут пленки Мельниченко, якобы сделанные им нелегально в кабинете Кучмы?
-- Этот вопрос меня абсолютно не волнует. В Украину ежедневно въезжают десятки тысяч туристов, и если я буду оценивать мотивы приезда каждого, то не хватит времени на работу. Каждый человек, который хоть немного склонен мыслить логически, понимает, что Мельниченко представляет собой видимую часть айсберга той политической кампании, которая была организована в Украине. Соответственно, к этому и такое отношение.
-- Будет ли в следующей Раде создано стойкое пропрезидентское большинство?
-- Я против парламентско-президентских войн, ибо это ни к чему хорошему не приведет. Думаю, в Раде будет создано проукраинское большинство, которое сможет сформировать правительство и в рамках конституции взаимодействовать с президентом. Это большинство будет устойчивым и составит около 250 голосов.
-- Может ли проукраинское большинство новой Рады стать «оранжево-синим», то есть быть сформированным из сторонников Ющенко и лидера оппозиции экс-премьера Виктора Януковича?
-- Я допускаю, что такой альянс может состояться для раздела должностей в центральной власти и местных органах. Но как потом соединить абсолютно разные платформы, чтобы выработать единую политику, в том числе внешнеполитический вектор, это еще вопрос.
-- В числе претендентов на пост премьера в Раде после выборов 2006 года называют экс-премьеров Юлию Тимошенко и Виктора Януковича. Эти кандидатуры реальны?
-- Список желающих гораздо длиннее. Однако желания занять пост недостаточно. Поскольку полномочия премьера существенно вырастут, его взаимоотношения с президентом будут играть существенную роль. И если не будет психологической, политической совместимости, страна в своем развитии может быть отброшена на несколько лет назад. Парламентские выборы несут в себе много рисков. Если президентские выборы 2004 года зафиксировали раскол страны на уровне общественного восприятия, то выборы в 2006 году, в том числе в местные органы власти, могут легализовать этот раскол. Поэтому нужно думать, есть ли в стране политическая сила, которая позволит сгладить эти противоречия.
-- Вы лидер Народной партии Украины, которая войдет в состав парламента. Займете ли вы пост премьера, если такое предложение поступит?
-- Я не думаю над этим. Я исхожу из того, что политическая сила, которую я представляю, будет одной из ведущих в парламенте и сможет взять на себя ответственность за формирование правительства и местных органов власти. Что касается блокирования с теми или иными силами для создания большинства в парламенте, у меня нет аллергии ни на одну из них. На мой взгляд, реальный политик должен демонстрировать способность стать выше личных амбиций и подняться над схваткой.
-- Считаете ли вы меморандум между президентом и экс-премьером Виктором Януковичем началом процесса примирения элит?
-- Подписание меморандума решило тактическую задачу -- избрание премьера страны. После этого стороны вернулись на исходные позиции. Вопрос примирения общественных настроений должен был занять ключевое место в политике сразу после президентских выборов. Вместо этого мы наблюдали сведение счетов. Стране нужна взвешенная политика, направленная на консолидацию, а не на разлом. Это сложно сделать, но необходимо. Нужно учесть, что в регионах сформировались самодостаточные элиты, особенно на востоке. И путем давления вынудить их принять новые правила игры практически невозможно. Выход один: продемонстрировать всем возможность жить по правилам, которые существуют в стране, и таким образом выйти на взаимопонимание. Другая политика приведет к нестабильности и угрозе саботажа.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО