|
|
N°227, 06 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дума о Москве
Российские политологи прокомментировали корреспонденту "Времени новостей" Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ итоги выборов в Мосгордуму и их возможные политические последствия.
Самым большим победителем на этих выборах стала "Родина"
Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок:
-- Предварительно вес этих выборов в Мосгордуму оценивался значительно выше, чем предыдущих. Вообще Мосгордума всегда была органом, мягко говоря, незаметным, и никогда москвичи решение своих повседневных проблем с ней не связывали. Считалось, что есть Юрий Михайлович, есть его команда, и этого достаточно. В этот раз ощущение было несколько иное. Политические партии на этих выборах пробовали свою способность преодолевать высокие барьеры. Кроме того, москвичи больше не будут выбирать мэра, его будет утверждать городская Дума. Это тоже внесло элемент важности. Еще интриги добавило снятие с выборов «Родины». Я считаю, что именно «Родина» стала самым большим победителем на этих выборах, потому что она приобрела такой пиар, который за деньги не купишь. Москва для «Родины» не такой уж важный этап, потому что она более популярна в провинции. Но то, что эта партия теперь добавит себе голосов на выборах в Госдуму 2007 года, у меня никаких сомнений не вызывает. «Родина» становится серьезной проблемой. Ведь она создавалась Кремлем как партизанский отряд для борьбы с КПРФ, который должен был разгромить штабы и героически погибнуть. Но вместо этого «Родина» вернулась с развернутым знаменем, существенно пополнив свои ряды. А ей Кремль ни в каких властных структурах отводить место не собирался.
Победа "Единой России" -- не успех и не электоральная катастрофа
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Эти выборы обещали три крупных национальных задачи. Во-первых, ставился эксперимент, который ответил на длительный сюжет по поводу перспектив наших либералов и демократов, не путать с ЛДПР. В первый раз в крупном субъекте «Яблоко» и СПС выступили вместе. Были долгие споры, даст ли это суммирование их голосов. В итоге они действительно получили вместе больше голосов, чем порознь. Во-вторых, эти выборы стали важной проверкой сил для коммунистов, которые последовательно, год за годом, теряли голоса в Москве. И тут они получили достаточно много голосов. В-третьих, «Единая Россия» много побеждала на периферии, и теперь встал вопрос: а сколько она сможет набрать в сердце нашей родины? Мы помним, что все начиналось с заявления лидера «Единой России» Бориса Грызлова о том, что партия вообще соберет все голоса. Но потом ему объяснили, что так не бывает. «Единая Россия» набрала 47% голосов, что, с одной стороны, нельзя назвать успехом -- ведь партия шла на выборы с любимым москвичами мэром. С другой стороны, это не электоральная катастрофа. История с «Родиной» тоже добавила внимания к выборам, ведь эта партия претендовала на то, чтобы закрепить свои успехи на периферии вторым местом на московских выборах. С другой стороны, «Родина» должна была заявить о себе как о главной оппозиционной силе. Конечно, велика вероятность, что «Родина» использует эту ситуацию, чтобы стать реальным политическим игроком. В условиях, когда все-таки, на мой взгляд, президент еще не определился с кандидатурой преемника, выборы преемника будут в значительной мере зависеть от расстановки политических сил в России.
Эти выборы не являются праймериз перед думскими
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, директор Института национальной стратегии:
-- На всех предыдущих выборах в Мосгордуму было очевидно, что во всех округах победят ставленники Лужкова, и никакой реальной борьбы не было. Сейчас впервые была реальная борьба, с жертвой в виде «Родины» и несколько более высокой явкой, чем на предыдущих выборах. В целом по России мы наблюдаем обратную тенденцию -- к снижению явки в связи с вымиранием политической интриги как класса. Я ни в коей мере не разделяю мнения, что эти выборы стали своего рода праймериз перед думскими. «Единая Россия» получила свои голоса только благодаря Лужкову, как политическая сила в Москве она не существует. Кроме того, была снята «Родина», а именно силы такого плана будут доминирующими на следующих выборах. С отстранением «Родины» во многом связан и невиданный успех в Москве КПРФ. Как мне представляется, за счет «Родины» коммунисты получили 6--7% голосов. Безусловно, снятие с выборов пойдет «Родине» на пользу. От трех-четырех мандатов в Мосгордуме она не приобрела бы ничего, а теперь «Родина» укрепилась в нише реальной, не карманной оппозиции. Соответственно, стали более обоснованными ее претензии на успех на федеральном уровне, а также претензии на успех лично Дмитрия Рогозина.
КПРФ смогла стать запасным вариантом "Родины"
Алексей МАКАРКИН, заместитель гендиректора Центра политических технологий:
-- На думских выборах несколько политических партий потерпело поражение. И необходимо было увидеть, в каком состоянии они находятся, остались ли они реальными силами или уже превратились в откровенных аутсайдеров. С другой стороны, следующие думские выборы будут исключительно пропорциональными, поэтому пошло много разговоров о том, получит ли «Единая Россия» большинство. По опыту Мосгордумы мы видим, что такая возможность имеется. Что касается снятия с выборов «Родины», я думаю, это не пойдет ей ни в плюс, ни в минус. Просто выяснилось, что избиратель «Родины» не воспринимает ее как харизматическую силу. Я вспоминаю Владивосток, что там творилось, когда с выборов мэра снимали Виктора Черепкова. Там голосование против всех достигало четверти электората. Что касается Рогозина, то голосование за него идет рассудочное -- не сердцем, а умом. Такое голосование предусматривает разные запасные варианты. И КПРФ, по моему мнению, в ходе этой кампании смогла стать запасным вариантом «Родины». Кстати, у коммунистов были и антииммигрантские идеи в смягченной форме. Сейчас в Мосгордуме КПРФ, конечно, будет в оппозиции «Единой России». Но во время выборов коммунисты были для московских властей удобнее, чем «Родина», потому что с ними есть исторические отношения. Кстати, если мы вспомним историю, КПРФ на выборах московского мэра либо выдвигала слабых кандидатов, которые не являлись конкурентами фавориту, либо вообще не участвовала. Таким образом, коммунисты уступали свой электорат Лужкову.
|