|
|
N°164, 10 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расовая лингвистика
Конференция ООН против расизма в основном обсуждала термины
Конференция ООН против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости в Дурбане фактически закончилась ничем. Документы, которые в результате приняты, можно назвать сплошным набором компромиссов, а потому отношение к ним в разных странах уже сейчас неоднозначно. От декларации же форума неправительственных организаций, который сопровождал всемирную конференцию, верховный комиссар по правам человека Мэри Робинсон предпочла отмежеваться и объявить, что она «не может рекомендовать его решения странам -- участникам конференции».
Именно попытка привлечь к работе конференции неправительственные организации и привела к тому, что это мероприятие сопровождалось постоянными скандалами. Среди делегатов-«общественников» преобладали экстремистски настроенные члены пропалестинских и антиамериканских организаций, которые и составляли скандальный документ с антисемитскими лозунгами.
Конференция в Дурбане была уже третьим антирасистским мероприятием, проведенным ООН. С этим форумом Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан связывал большие надежды. Впервые было решено распространить толкование слова «расизм» на этнические конфликты и осудить дискриминацию по национальному признаку, обсудить права беженцев, аборигенов в бывших колониях, мигрантов, национальных меньшинств. Но организаторы больше пытались помирить Палестину и Израиль, а осуждение расизма свелось к «выставлению счетов» за годы рабства и колонизации. Многодневные дискуссии велись по поводу терминов. Например, довольно долго выясняли, как именно Европа должна отреагировать на свое имперское прошлое: извиниться перед бывшими колониями или просто «выразить сожаление».
В итоге конференции не хватило отведенного регламентом времени, и окончательные документы -- декларация и программа действий -- были приняты лишь в субботу, через сутки после официального закрытия. Текст их до сих пор недоступен журналистам, однако уже известно, что председательствовавшему на конференции министру иностранных дел ЮАР Нкосазана Дламини Зума удалось найти компромисс в большинстве спорных вопросов. Палестинцы все-таки согласились исключить из итоговой декларации определение Израиля как «государства апартеида» и «расистского», европейцы признали работорговлю «преступлением против человечества», а африканцы пошли на замену термина «репарации» словами «оздоровительные меры для экономического развития пострадавших от колониализма стран». Решено также сочувствие к жертвам расизма выразить «общим списком», тогда как ранее многие группы (цыгане, «неприкасаемые» индийские касты) настаивали, чтобы меньшинства были перечислены «поименно», и беспокоились о том, как бы попасть в этот список.
Открытыми остались вопросы признания права палестинцев на независимость, а также формы извинений Европы перед бывшими колониями. Вернувшиеся из ЮАР делегаты оценивают итоги конференции весьма сдержанно, а представители США, покинувшие Дурбан еще в начале прошлой недели, и вовсе хранят молчание -- словно никакого форума против расизма и не было.
Ирина БЕЛАШЕВА, Дурбан--Москва