Время новостей
     N°226, 05 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2005
В своих мирах
Новые награды для галлофилов и авангардистов
Говорят, уважающая себя премия должна время от времени сопровождаться скандалами. Иначе о чем журналистам писать? Не о книгах же? Вот, к примеру, посольство Франции в Москве уже десять лет тихо присуждает свои награды. Премию имени Мориса Ваксмахера ныне получил Сергей Бунтман за перевод романов Жака Рубо (СПб., Издательство Ивана Лимбаха; оно же отмечено безымянным призом для издателей); премии имени Анатоля Леруа-Бойе удостоилась Вера Мильчина (прежде награждавшаяся как переводчик) за книгу «Россия и Франция. Дипломаты. Литераторы. Шпионы» (СПб., «Гиперион», 2004; об этом труде см. «Время новостей от 3 февраля 2004 года).

Председатель жюри популярный у себя на родине писатель Эрик-Эмманюэль Шмитт сказал, что русского языка не знает, а потому был предельно объективен, держал российских коллег по жюри в ежовых рукавицах, не позволяя им протаскивать "своих", а потому и результаты сомнению не подлежат. Почетный гость (в субботу на non/fiction издательство «Азбука» представляла его публике) шутил над страстью официальных инстанций к знаковым фигурам, над собственной участью свадебного генерала, над духом соперничества и вечной недостачей пряников.

Допускаю, что вердиктом остались довольны не все. (Не мне сопоставлять достоинства переводов, а про исследования скажу: в шорт-листе были наряду с блестящей работой Мильчиной и другие яркие книги, например монография Вадима Парсамова «Жозеф де Местр и Александр Стурдза. Из истории религиозных идей Александровской эпохи» -- Издательство Саратовского университета, 2004.) Но скандалом не пахло -- кроме прочего, потому, что знаковый председатель изящно сыграл свою роль.

Или легендарная премия Андрея Белого, нечувствительно превратившаяся из подпольной в элитарную. Возможно, кто-то и поворчит на жюри, возвеличившее поэта Марию Степанову (сборник «Физиология и малая история» -- М., «Прагматика культуры», 2005), прозаика Юрия Лейдермана («Олор» -- М., «НЛО», 2004) и гуманитария-универсала Бориса Дубина (книги «Интеллектуальные группы и символические формы» -- М., «Новое издательство», 2004 и «На полях письма» -- М., «Запасный выход», 2005), но уж награждению Вячеслава Курицына за все хорошее (кажется, это называется «общий вклад в русскую культуру») андеграунд-истеблишмент отсалютует из всех стволов. Потому как знает продвинутый народ (а прочим на пресс-конференции напомнили): как скажут отцы-основатели премии (Борис Останин и Борис Иванов), так и будет. Ну и отцы-основатели знают, чего от них ждут.

Мне безразлично, кто на свете всех "белее", но для «своего круга» премия Андрея Белого весьма авторитетна. И «посольские» премии ценятся среди знатоков французской культуры. Уверен, что заседания двух жюри шли не гладко. Допускаю, что еще случится разбор полетов. И тут возможны смешки, обиды, недоумения... Но не публичные истерика и хамство. Ибо эти премии неотделимы от сообществ, связанных ценностными системами и корпоративной честью. Чего о «больших» премиях никак не скажешь.

Андрей НЕМЗЕР