|
|
N°164, 10 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Итера» перешла дорогу «Газпрому»
Игорь Макаров, президент группы компаний «Итера», не зря съездил в Вильнюс в конце минувшей недели. Литовские власти всерьез задумались над его предложением о приватизации последнего лакомого объекта местного ТЭКа -- газового комплекса Lietuvos dujos (LD).
Буквально за неделю до этого правительство Литвы, подчинившись давлению «Газпрома» и собственных дружественных «Газпрому» олигархов, решило пойти на уступки и принять требование отдать им 34% акций (в том числе 25% «Газпрому» -- непосредственному поставщику). В этом случае «Итера», которая уже давно работает в Литве, могла получить 9% акций LD через свои литовские предприятия -- Iteralit и Itera Lietuva. Но через пару дней президент Валдас Адамкус передумал и вернулся к прежней позиции: «Газпрому» -- только 25%, а со своими -- потом посмотрим.
В этой ситуации Игорь Макаров сделал неожиданный ход. Во время переговоров в пятницу с премьером Литвы Альгирдасом Бразаускасом московский гость предложил вообще отказаться от услуг «Газпрома», взяв в акционеры вместо него «Итеру», которую устраивает 25% и которая не собирается диктовать условий, а готова подписать контракт о поставках хоть на 35 лет. Тем более что в приватизации будет участвовать не сама «Итера», а ее литовское представительство Itera Lietuva. То есть формально литовское предприятие. В ответ премьер высказал пожелание, чтобы «Итера» участвовала в приватизации, так как, по его словам, она «является перспективной компанией», да и «в приватизации желательна конкуренция».
Зарегистрированная в США компания Itera объединяет около 140 фирм в 24 странах и по продажам газа уступает только «Газпрому» (в прошлом году реализовала 90 млрд кубометров). При этом, как утверждает г-н Макаров, она не перекупила у «Газпрома» ни одного кубометра: пользуется собственными промыслами в Сибири и покупает газ у Туркмении, Узбекистана и Казахстана. Правда, не имея собственных газопроводов, «Итера» пользуется газпромовскими.
Макаров постоянно подчеркивает наднациональный характер своей корпорации и отсутствие у нее каких-либо интересов, кроме чисто коммерческих. Ситуация напоминает ту, что весной этого года сложилась в нефтяном секторе, когда приход ЮКОСа выбил почву из-под ног ЛУКОЙЛа, считавшегося до тех пор незаменимым нефтедонором Литвы. Правда, не исключено, что в тактике газовых компаний скрывается какая-то хитрость, цель которой -- не просто достижение баланса в конкуренции с западными инвесторами, а преобладание над ними.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс