|
|
N°226, 05 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Кладезь для банка»
Хорошо ли работать международным журналистом? В советские времена эта профессия была у нас одной из самых престижных. Сейчас же нередко приходится слышать, что международная журналистика переживает в России кризис. Эту проблему обсудят 6 декабря ведущие российские журналисты в «Президент-отеле» на конференции «Международная журналистика: испытание временем». Ее организаторы -- государственная радиовещательная компания «Голос России» и факультет журналистики МГУ. О том, какие проблемы волнуют журналистов-международников в России, заведующей международным отделом «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал декан факультета журналистики МГУ, профессор Ясен ЗАСУРСКИЙ.
-- Надо признать, интерес к международной журналистике в России снизился. Но отрадно хотя бы то, что есть большой спрос на самих журналистов-международников, людей, знающих мир и имеющих уникальные контакты за рубежом. Ведь это же кладезь для банка, концерна, международной корпорации. Вот вам пример: Юрий Кобаладзе -- в прошлом журналист-международник, а теперь управляющий директор инвестиционной компании «Ренессанс Капитал».
-- Какой же он журналист, когда он в КГБ работал, потом даже возглавлял пресс-службу СВР, а ранее, возможно, использовал журналистику как крышу?
-- В советские времена, конечно, бывало и такое. И так было не только у нас. В 1971 году я встречался с президентом американской Ассоциации паблик рилейшнз, это был полковник американской внешней разведки. И он мне говорил, что система, принятая в том же пиаре, очень близка к системе разведки.
-- Разве это нормально, когда журналист-международник работает на секретные службы?
-- Такое совместительство недопустимо, конечно, но нельзя не признать, что оно постоянно осуществляется.
-- Вы говорите, что журналист -- это кладезь для банка. Но ведь то-то и обидно, Ясен Николаевич, что эта профессия вроде трамплина получается, чтобы пролезть в коммерческие структуры. А что же сама по себе международная журналистика?
-- Одна из причин того, что журналисты уходят в банки, -- эти люди квалифицированны и востребованны. А другая причина -- что ж, если в редакции журналисту платят небольшие деньги, то он уходит туда, где платят больше.
-- А как работалось международникам в советские времена?
-- В Советском Союзе международная журналистика вовсе не была в загоне, это была важная часть пропагандистской машины. Одна из наиболее, если хотите, изощренных. Тот же Владимир Познер, он же из этой школы, это прежде всего опытнейший пропагандист. Сейчас предпринимаются попытки сделать нечто подобное -- возьмите создание в этом году телеканала на английском языке Russia Today («Россия сегодня»). Он должен показать миру, что мы отнюдь не плохие.
А сами журналисты во времена СССР были привилегированным сословием. Не все тогда могли быть сегодня в Париже, а завтра в Рио-де-Жанейро. А журналисты-международники такое могли, что было большим преимуществом по сравнению с журналистами, освещавшими внутреннюю проблематику.
-- Это хорошо, что в России создается канал на английском языке?
-- Это хорошо с той точки зрения, что будет больше материалов о России на Западе. Но успех и образ нашей страны зависит не от этого, а от того, какими «медведями» мы будем. Знаете, ведь бывают такие злые медведи, из которых овечек все равно не сделаешь.
-- Владельцы и руководители некоторых печатных изданий, а тем более телеканалов, пытаются сейчас убедить и народ, и самих журналистов в том, что развлекательные программы и статьи имеют больший рейтинг, чем серьезные передачи...
-- Конечно, проще смотреть что-то развлекательное. Но эта проблема очень серьезна, ведь такой подход приводит к примитивизации мышления населения России. Люди утрачивают способность самостоятельно оценивать события. И это наша беда. Газетная журналистика в какой-то степени продолжает оставаться более серьезной, чем телевидение, хотя сейчас чуть ли не из «Известий» хотят сделать таблоид. Мне кажется, это неразумно.
-- Если интерес к международной журналистике снижается, что же тогда делать?
-- Надо понять, что, с одной стороны, это все-таки нормально -- то, что люди интересуются в первую очередь внутренними проблемами. И международная журналистика сильно меняется в том смысле, что мы начинаем смотреть на мир через призму наших интересов. Но меняется -- это не значит, что международная журналистика умирает. Наоборот. Мир в эпоху глобализации стал как бы меньше, и его надо лучше знать. И здесь международная журналистика незаменима. Ваша газета «Время новостей», кстати, этой тематике уделяет больше внимания, чем многие другие. Такая журналистика не только расширяет кругозор, но и помогает понять, как можно жить, как нужно жить и как не нужно жить.
Беседовала Елена СУПОНИНА