Время новостей
     N°163, 07 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2001
Дешевые лекарства скоро закончатся
Чем ближе 2002 год, тем сильнее нервничают фармацевтические компании, работающие на российском рынке. Со следующего года, когда начнет действовать вторая часть Налогового кодекса, отменяются льготы по НДС на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники. И тогда фармацевтам, если только они не работают с препаратами из специального списка, придется платить 20-процентный НДС. Кроме того, отменяются льготы по налогу на прибыль для производителей лекарственных средств. Правда, взамен этого ставка налога будет единой -- 24% (сейчас максимальная ставка для производителей составляет 35%, а для посредников -- 43%). Минздрав и фармацевты утверждают, что результатом налоговых новаций станет существенное подорожание лекарств. А это, в свою очередь, увеличит объемы «серого» импорта и количество фальшивок.

Порядок налогообложения фармацевтической отрасли должен был измениться еще с 1 января этого года, но производителям удалось отложить изменения на год. Предполагалось, что за это время Минздрав успеет подготовить список жизненно важных препаратов и медтехники, с которых не будет взиматься НДС, а производители смогут адаптироваться к новым правилам. Цели реформы назывались благие: пополнить доходную часть бюджета, пересмотреть существующие льготы для участников рынка, создать равные условия для игроков.

За год почти ничего не изменилось: список не готов, а производители продолжают пророчить апокалипсис. Главным сторонником новаций оказался Минфин, успевший, по словам участников рынка, уже записать в доходы дополнительно 100 млн долл.

Курирующий фармацевтический рынок замминистра здравоохранения Антон Катлинский заявил газете «Время новостей», что его ведомству отмена льгот не нравится. «Доходы, которые получит федеральный бюджет после Нового года, несопоставимы с затратами бюджетов региональных, из которых в основном финансируются закупки лекарств и медицинской техники, -- пояснил он. -- При нынешней бухгалтерии невозможно полностью разнести лекарства, входящие в список жизненно важных (для которых льготы будут сохранены), и другие медицинские препараты. Так или иначе, это решение отразится на стоимости всех лекарств».

Тем не менее Минздрав завершает составление списка жизненно важных медикаментов -- он создается на основе документов, использующихся в системе обязательного медицинского страхования. По словам г-на Катлинского, список будет передан в правительство в ближайшее время.

А пока он не готов, эксперты опасаются тяжелых последствий для отрасли. «Большинство лекарственных средств закупается сверх существующего перечня жизненно необходимых препаратов, -- говорит Наталья Николаева из управления организации фармдеятельности Минздрава. -- Это значит, что после введения НДС увеличатся затраты бюджета на лекарственное обеспечение стационаров и льготных категорий граждан». «Государство само закупает для больниц и льготных категорий более 50% всего объема лекарств», -- говорит президент ассоциации «Росмедпром» Юрий Калинин.

Рыночные последствия устранения льгот по НДС и налогу на прибыль выглядят устрашающе. «Розничные цены на лекарства подскочат не на 20 (сумма НДС), а на 30--40%», -- говорит г-н Калинин. «Значит, следует ожидать роста продаж фальсифицированных лекарств», -- говорит менеджер по налогообложению PricewaterhouseCoopers Евгения Ветер. «Импортные лекарства будут растаможиваться по «серым» схемам через фирмы-однодневки», -- говорит глава дистрибьюторской компании «Протек» Вадим Якунин. «При этом компании будут снижать объемы производства нельготных лекарств», -- добавляют эксперты Минздрава. К тому же «производители станут отказываться от выпуска лекарств последних поколений, да и от самих научных исследований», считает г-н Якунин.

Анфиса ВОРОНИНА, Олег ВОЛКОВ